Чтобы выяснить это, процитируем только два наиболее важных факта о страховании ответственности перевозчика груза.
Прежде всего, согласно статью 17.2 CMR (КДПГ конвенции): перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, повреждение или задержка произошли по причине:
- противоправного деяния или недосмотра самого истца,
- инструкции истца, данные не вследствие противоправного деяния или небрежности со стороны перевозчика,
- неотъемлемого недостатка товара или
- благодаря обстоятельствам, которых перевозчик не смог избежать, и последствиям, которые он не смог предотвратить.
Это означает, что страхование ответственности автоперевозчика не защищает груз на 100%. Из всей совокупности рисков, угрожающих перевозимому грузу, этим страхованием будут покрыты только некоторые, в той или иной степени. Иными словами, к сожалению, не каждый ущерб будет возмещен.
Вопрос в том, какие именно потери не будут покрыты? На этот вопрос нет простого ответа. Все зависит от обстоятельств, и вы никогда не узнаете об этом заранее.
Особое внимание следует обратить на ту часть
конвенции CMR, где перевозчик освобождается от ответственности, если утеря, повреждение или задержка были вызваны обстоятельствами, которых перевозчик не смог избежать и последствия которых он не смог предотвратить.
Как это воспринять? Это те случаи, когда автоперевозчик объективно и с максимальной тщательностью не смог избежать ущерба. И как нам не жаль, но других правил нет, и каждый случай должен будет оцениваться индивидуально.
Возьмите, скажем, ущерб, нанесенный силами природы (ураган, град и т.д.). Если перевозчик знал или, что очень важно, должен был знать о плохих погодных условиях и все же решил продолжить транспортировку, то он будет нести ответственность за ущерб (возможно), поэтому есть шанс на компенсацию. Если бы эти обстоятельства были непредсказуемыми, то перевозчик, скорее всего, был бы свободен от ответственности и, следовательно, вероятно, компенсация не будет выплачена.