Так или иначе, разговор идет об ответственности, то, очевидно, начинать стоит с рассмотрения рисков, по своим юридическим последствиям, наиболее схожих природой возникновения и размером ответственности с "европейским вариантом" ответственности перевозчика.
К таким рискам, в первом приближении, можно отнести те, что в большей степени зависят именно от его действий (или бездействия), например риск:
- дорожно-транспортного происшествия, произошедшего вследствие нарушения Страхователем правил дорожного движения или нарушения их третьими лицами
- перевозки груза с использованием транспортного средства или грузового отсека, имеющего скрытые дефекты
- утраты всего или части груза в результате кражи, грабежа или разбойного нападения
Нетрудно заметить, что мы уже перечислили несколько рисков, по которым привлечь перевозчика к ответственности, с учетом требований законодательства, довольно проблематично. Вряд ли перевозчик должен нести ответственность за действия третьих лиц, будь то ДТП по их вине, или разбой.
При чем, это не частное мнение, а мнение ГК РФ, согласно которому, ответственность за злоумышленные действия несет лицо, их совершившее в императивной форме. Разумеется, такой подход не устроит заказчика, и он будет пытаться доказать, что перевозчик мог этого всего избежать - вот и возник состязательный процесс, вернее, возник бы, если бы мы страховали ответственность перевозчика. Но мы страхуем имущественный интерес, связанный с самим грузом. Для того, чтобы его определить, нам достаточно установить, что факт события действительно имел место и он был застрахован (ведь можно было и не страховать конкретно этот риск) и вот уже вопрос решен.
Если к этой группе рисков добавить расходы по подъему и вытаскиванию транспортного средства из кювета, по удалению, освещению, обозначению остатков груза после ДТП на месте происшествия, то в принципе все основные риски "дороги" будут уже застрахованы.
Как уже говорилось, прелесть "грузового" подхода в том, что можно добавлять различные риски в страховое покрытие, не зависимо от того, имеют ли они прямое отношение к возможности наступления ответственности перевозчика. Например:
- ущерб грузу в результате стихийных бедствий и иных неконтролируемых природных явлений;
- кража груза во время его промежуточного хранения;
- ущерб грузу в результате любых противоправных действий третьих лиц
- кража с неохраняемой стоянки
- ответственность за уплату таможенных платежей;
- повреждение или гибель груза при нарушении упаковки, крепления и (или) размещения груза.
Можно придумать и другие риски, был бы спрос и фантазия. Если возникнет желание предложить нам рассмотреть возможность страхования каких-то актуальных для перевозчика рисков, не важно, связанных с возможностью наступления его ответственности или с самим грузом - мы с удовольствием подумаем на эту тему - только дайте знать.