Новости Центра страхования транспортных рисков

Выплата страхового возмещения - кто есть кто?

Сегодня поднимем деликатную тему – выплата страхового возмещения.

Страховых продуктов не так много: генеральный и разовый полисы страхования грузов, полисы страхования экспедитора и перевозчика. Тем не менее вопрос о том, кто именно из участников перевозки получает страховую выплату при порче груза, остается актуальным.


Все просто :)

Получатель возмещения определяется в момент наступления страхового случая. Им будет тот, кто в этот период является собственником поврежденного имущества. Лицо, обладающее правом собственности в определенный момент времени, выявляется по договору поставки.

Какой бы ни был продукт, страховую выплату всегда получает собственник груза – его продавец или покупатель.
Ну, или почти всегда.


Все же, сложности иногда бывают…

Возьмем простой пример: есть производитель груза и перевозчик. Каждый из них со своей стороны застраховал груз. Производитель оформил генеральный полис страхования грузов, перевозчик – полис страхования перевозчика.

Допустим, случилось ДТП, груз поврежден, виноват перевозчик. Страховая компания производителя выплачивает своему клиенту компенсацию потерь. После этого она идет к виновнику случившегося – перевозчику и требует возместить свои убытки. Такое требование называется суброгацией, более подробное описание которого вы можете найти здесь и в этой статье.
Если риск ДТП входит в страховое покрытие по полису перевозчика, то требование возмещения СК производителя будет удовлетворено СК перевозчика.

Таким образом, кроме собственника груза, получателем страхового возмещения может являться и страховая компания.


И это еще не все

Поделимся с вами примерами из практики.

Ситуация 1.
У страховой компании есть клиент – перевозчик. Он выплачивает возмещение за утраченный груз грузовладельцу из собственных средств. После этого идет за компенсацией потерь к своей страховой компании.

Ситуация 2.
В организации перевозок, кроме грузовладельца и перевозчика, еще участвует экспедитор. Он не имеет собственных транспортных средств. Организовывает перевозку груза от отправителя до получателя с привлечением одного или нескольких перевозчиков.

Случается, что экспедитор выплачивает компенсацию собственнику груза и просит возмещение у перевозчика, если тот виноват в происшествии. Перевозчик, в свою очередь, если застрахован в рамках полиса страхования перевозчика, просит выплатить возмещение свою СК.

Теоретически, такие случаи не страховые. НО, все зависит от конкретной ситуации. Возмещение в обоих случаях нашей компанией может быть выплачено.


Так есть ли смысл страховаться перевозчику и экспедитору, если возмещение в большинстве случаев получает другое лицо?


Однозначно – да! Полис страхования перевозчика и/или экспедитора защищает транспортную компанию не только от случайных расходов при возмещении убытка собственнику груза, но и от требований других страховых о возмещении потерь.

Даже если «кто-то другой» возместит убыток, это не значит, что виновнику происшествия не придется платить совсем. В таких ситуациях лучше иметь «подушку безопасности» в виде страхового полиса.


Подводя итог


Основной претендент на получение страхового возмещения – собственник груза.
Но, в зависимости от обстоятельств, компенсацию может получить как сторонняя страховая, так и транспортная компания (перевозчик или экспедитор). В этом случае вопрос о выплате страхового возмещения решается индивидуально.


Если у вас остались вопросы, мы с радостью ответим:

+7 (812) 219-06-99
infocargo@capitalpolis.ru 

Ваш коллектив Центра страхования транспортных рисков!
статьи