Страхование грузов, перевозчиков
и экспедиторов
Оформить полис
информация
о нас

Защита от рисков при международном страховании грузов

Страхование необходимо для любого предпринимателя, осуществляющего международные перевозки грузов. В то время как наземный перевозчик несет ответственность за любую потерю или повреждение груза, находящегося в его владении (за исключением некоторых случаев, таких как стихийные бедствия), коносамент (B/L) обычно ограничивает ответственность перевозчика по большинству рисков, которым будет подвергаться груз.

Таким образом, страхование перевозок является жизненно важным, так как, в некоторых ситуациях, это будет единственным законным средством экспортера, позволяющим возместить полную стоимость потерянного, поврежденного или украденного груза. Термин «страхование морского груза» используется в международной торговле - в том числе и при страховании воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а точнее - при дополнительных перевозках (воздушным, сухопутным или водным путем), т.е. до или после фактического использования морского транспорта.

Общая юридическая терминология
страхования грузов

Страховщик
юридическое лицо, страхующее определенный риск
Страхователь
лицо, застрахованное от определенного риска
Застрахованный товар
товар, который является предметом страхования от определенного риска
Страховой полис
договор страхования между страховщиком и застрахованным лицом, в котором страховщик обещает выплатить компенсацию за повреждение или потерю груза
Страховая премия
денежная сумма, которую страхователь обязан заплатить страховщику в связи с заключением и оформлением страхового полиса
Выгодоприобретатель
лицо, которому страховщик обязан выплатить деньги в случае повреждения или утраты товара

Какой именно вид страхования международных перевозок грузов необходим для вашей торговой деятельности?

Юридические аспекты страхования грузов являются техническими сложными и чрезвычайно важными. Поэтому большинство экспортеров имеют морского страхового брокера, который помогает им выбрать подходящее покрытие. Самое главное, что надежный и знающий морской страховой брокер может помочь в выборе подходящего страхового полиса для предпринимателя. Существует множество различных типов страховых полисов с различными ограничениями и включениями.

Неаккуратный выбор вида страхования может означать, что ущерб не покроется полностью или, возможно, даже не покроется вообще. С другой стороны, некоторые предприниматели берут больше страховок, чем им действительно нужно просто потому, что они не понимают, какие выбор у них есть в действительности.

Еще более осложняет ситуацию тот факт, что разные страховые компании имеют полисы, которые кажутся похожими, но при более внимательном осмотре имеют значительные различия. Надежный и квалифицированный морской страховой брокер будет знаком с этими полисами и их различиями. Выдача "неадекватного морского страхового полиса" является наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются предприниматели, когда они не пользуются услугами морского страхового брокера. Даже опытные предприниматели, получившие значительные знания о морском страховании, по-прежнему часто предпочитают пользоваться услугами морских страховых брокеров. Брокер может следить за последними изменениями в отрасли и часто может помочь найти наилучшую цену для конкретного вида страхования.

Варианты страхования морского груза

Страховой полис может быть получен для покрытия большинства убытков, возникших в результате непредвиденных событий, таких как война, беспорядки, забастовки и локауты. Полис может также покрыть особые опасности, связанные с конкретным видом груза (например, порча фруктов и овощей).

Существует два типа покрытия для защиты морских перевозок от потерь или повреждений во время транзита: Генеральный Полис и Полис страхования конкретной отправки груза.

Генеральный Полис

По Генеральному полису (иногда называют - с открытым покрытием) экспортер оформляет основной Договор страхования, который автоматически применяется к каждой отправке после того, как страховщик будет должным образом уведомлен о "личности" судна, перевозящего груз. Для каждой партии экспортер заполняет страховой сертификат, который служит страховым свидетельством.

Генеральный полис страхования грузов, как правило, предпочтительнее, когда речь идет о периодических поставках, так как новый полис не обязательно должен быть оформлен на каждую поставку. Предоставляются сертификаты, которые могут быть оформлены по мере необходимости, а затем направлены в страховую компанию. В результате, стоимость полиса с открытым покрытием на каждую поставку, как правило, ниже. Полис обычно покрывает риски от пункта отправления (т.е. завода, магазина или склада) до пункта назначения. Важно удостовериться в том, что страховщику отправлена достоверная информация о зафрахтованном судне. Если используется экспедитор, то экспедитор должен убедиться в том, что это выполняется надлежащим образом.

Страхование конкретной отправки

При страховании каждой отправки, на каждую партию груза выдается разовый полис страхования груза. Полис обычно оформляется в пользу грузоотправителя товара. Если застрахованное лицо отправляет лишь несколько отправлений нерегулярно, такой подход может лучше удовлетворить его потребности.

Даже если застрахованное лицо уже имеет Генеральный полис, если отправление является одним из чрезвычайных рисков или имеет особо высокую стоимость (выше обычной), оно не может быть застраховано по его обычному Генеральному полису. В этом случае застрахованное лицо может захотеть приобрести отдельный полис страхования груза для данного конкретного груза.

Страховая стоимость

Грузоотправитель может застраховать груз на сумму счета-фактуры товара, плюс фрахтовые и другие сборы. Большинство страховщиков предлагают страхование по 110 процентам от стоимости CIF (дополнительные 10 процентов включены в качестве компенсации за потерю прибыли). Как правило, выгодоприобретатель страхового полиса определяет, какие риски должны быть застрахованы, и пытается договориться о включении такой степени покрытия в договор купли-продажи.

Редко удается получить страхование более чем на 110 процентов от стоимости CIF товара. Целью страхования является возмещение застрахованным убытков или ущерба, а не предоставление прибыли застрахованному при несчастном случае или событии, которое привело к убытку или ущербу.

Кто берет на себя страхование?

Обычно в условиях договора купли-продажи указывается, какая из сторон должна получить страховку. Например, текущее определение Инкотермс CIF требует, чтобы продавец за свой счет получил страхование груза, как это оговорено в договоре. Оно также предусматривает, что покупатель или любое другое лицо, имеющее имущественный интерес в сохранении товара, имеет право потребовать возмещение непосредственно от страховщика, и что продавец обязан предоставить покупателю копию страхового полиса или другое доказательство страхового покрытия.

Большинство страховых брокеров знакомы с требованиями, применимыми к каждому торговому термину. Эти вопросы должны быть изучены до заключения любого договора, содержащего ссылки на торговые условия. Страхование может быть довольно дорогостоящим, а в некоторых случаях недоступным.

Кто будет выгодоприобретателем?

Морской страховой полис, как правило, сопровождает индоссамент, где в качестве бенефициара указывается лицо, присутствующее в коносаменте в качестве получателя груза. Например, если коносамент оформляется в пользу экспортера, страховой полис должен быть также оформлен в пользу экспортера. В большинстве случаев это имеет смысл, поскольку обычно именно лицо, которому оформляется письменное поручение, завладевает товаром и берет на себя риск. Таким образом, это лицо хочет, чтобы риск был застрахован.

Сложность и техническая природа языка, используемого в этих страховых полисах, подчеркивает, почему страховые брокеры, обладающие специализированными знаниями, часто используются предпринимателями для оказания помощи в выборе наиболее подходящего вида страхования.