Меню
Формальность или необходимость?

Страхование грузов

Нравится это или нет, но что-нибудь всегда может пойти не так во время транспортировки товара. Компании, которые фрахтуют для перевозки своей продукции профессионального перевозчика или экспедитора, часто ошибочно полагают, что кто-то из них понесет полную ответственность за любой ущерб.

Но по факту, если с грузом произойдет какая-нибудь неприятная неожиданность, в ответ на вопрос, Вам предложат изучить длинный список условий и исключений, которые не могут быть поняты неспециалистами. В этой статье, мы объясняем, что необходимо иметь в виду, каковы наиболее распространенные риски при транспортировке грузов, и когда имеет смысл организовать страховое покрытие.
1

Что необходимо знать?

При фрахтовании, логистической компании для перевозки груза, важно иметь четкое представление о проблемах, с которыми Вы столкнетесь в случае повреждения, утери или кражи груза.

Важные стандартные термины включают в себя:
  • Инкотермс и ответственность за груз
  • Перевозчики и экспедиторы
  • Страхование грузов

Инкотермс и ответственность за груз

Правила Инкотермс описывают права и обязанности между покупателем и продавцом услуг по транспортировке и доставке. Инкотермс разъясняют, кто за что платит. Они также устанавливают, кто несет ответственность в случае любого повреждения или потери товара во время перевозки.

Перевозчик или экспедитор несет ответственность только в том случае, если повреждение или потеря произошли вследствие очевидных ошибок или халатности во время перевозки. Точно так же существуют пределы ответственности перевозчика или экспедитора и максимальная сумма компенсации, которую они обязаны выплатить.

Перевозчики и экспедиторы

Существует существенная разница между ответственностью перевозчика и экспедитора. Перевозчик — это компания, которая осуществляет физическую перевозку грузов из пункта А в пункт Б. Экспедитор - это посредник, который организует перевозку от имени клиентов.

Таким образом, экспедитор несет лишь частичную ответственность в случае повреждения или утраты. Если клиент работает непосредственно с перевозчиком, то перевозчик несет ответственность, в установленных законом лимитах.

Страховая защита

Если стоимость груза превышает максимальную сумму, за которую несет ответственность перевозчик или экспедитор, то разумно вспомнить о страховании перевозок.

Транспортное страхование грузов даст уверенность в том, что, если что-то пойдет не так во время транспортировки, вы получите компенсацию стоимости на основании коммерческого счета-фактуры.
Обзор условий и ограничений, применимых к ответственности экспедитора и перевозчика при перевозке воздушным, морским или автомобильным транспортом.
SDR - специальные права заимствования: виртуальная единица валюты, которая поддерживается Международным валютным фондом (МВФ) и представляет собой требование к ряду основных валют (1 SDR составляет примерно 1,16 евро).

CMR - Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов

В случае отсутствия счета-фактуры для определения суммы будет использована рыночная стоимость. Транспортные расходы также будут возмещены.

Ответственность за организацию страхования с минимальным покрытием лежит на грузоотправителе. В некоторых случаях, перевозчик или экспедитор обязательно обратит Ваше внимание на какой-нибудь вариант страхования, но все же лучше не перекладывать на них ответственность за страхование Вашего груза.

Стоимость страхования грузов зависит от нескольких факторов, в том числе:
  • Стоимость и характер груза
  • Маршрут перевозки
  • Выбранный вид транспорта
2

Каковы риски и процедуры страхования грузов?

Ущерб

К нему относятся товары, которые при транспортировке имеют царапины, вмятины или намокание.

Отправитель несет ответственность за надлежащую упаковку груза. Если при получении груза перевозчик имеет поврежденную или ненадлежащую упаковку, то перевозчик фиксирует этот факт в транспортной документации. В случае перевозки воздушным или морским транспортом, если при получении грузополучателем груз имеет видимые повреждения, перевозчик несет прямую ответственность. В случае автомобильной перевозки достаточно сделать отметку в транспортных документах.

Если повреждения груза не видны немедленно, перевозчик должен быть проинформирован в течение трех рабочих дней о том, что он несет ответственность в случае воздушной или морской перевозки, или в течение семи рабочих дней при автомобильной перевозке. Грузы обычно доставляются грузополучателю даже в случае их повреждения, если только продолжение транспортировки не является бессмысленным или невозможным.

Потерянные или украденные товары

Это включает в себя потерю или доказанную кражу части или всего груза. В таких случаях важно доказать, что утеря или кража произошла во время транспортировки товара. Факт утери указывается в транспортной документации, в которой перечисляется содержимое и количество груза.

Перевозчик подписывает транспортные документы при получении груза. Если грузополучатель при получении груза обнаруживает утерю и делает соответствующую отметку в транспортных документах, это служит доказательством того, что утеря произошла во время перевозки.

Кража должна быть доказана, например, с помощью видеозаписей или показаний свидетелей. О любом случае кражи всегда следует сообщать в полицию, и ответственность за это лежит на той стороне, которая в момент кражи владела грузом. Если нет фактических доказательств кражи, инцидент рассматривается как утеря.

Если утеряна или украдена лишь часть груза, пострадавшему лицу выплачивается пропорциональная компенсация. В случае утери или кражи при воздушной или морской перевозке груза, непосредственный перевозчик понесет ответственность. Для автомобильного транспорта достаточно примечания в накладной, что начать расследование.

Просрочка в доставке груза

Поздняя доставка товаров иногда может привести к финансовым потерям, известным как "косвенные убытки" или "специальные убытки". Перевозчики и экспедиторы практически никогда не берут на себя ответственность за ущерб такого рода. В лучшем случае, они обязаны возместить уплаченный фрахт, если будут доказаны допущенные ими ошибки или халатность.

Как правило, страховать от косвенных убытков никто не берется. Это связано с тем, что трудно точно определить размер таких убытков и оценить связанный с ними уровень риска.

Общая Авария (при морских перевозках)

Хотя это случается не часто, важно иметь в виду "Общую Аварию". Это коллективный ущерб как кораблю, так и его грузу. Если корабль находится в опасности, возможно, придется пойти на жертвы, чтобы защитить само судно, его экипаж и его груз.

Все расходы, связанные со спасательной операцией, включая стоимость любого принесенного в жертву груза, пропорционально делятся между владельцами судна и владельцами груза. На практике это означает, что грузоотправитель морского фрахта понесет часть расходов. Риск Общей аварии тоже можно застраховать.

Подача заявления о возмещении ущерба, потери или кражи

Чтобы привлечь перевозчика к ответственности, необходимо подать претензию о возмещении ущерба, потери или кражи в течение определенного периода времени. в случае не застрахованных грузов, перевозимых морским или воздушным транспортом, грузоотправитель должен заявить о возмещении ущерба в течение двух лет. При автомобильных перевозках соответствующий срок короче - всего один год.

Если груз был застрахован, то грузоотправитель должен сначала подать претензию перевозчику, а уже затем обратиться в страховую компанию. Сроки подачи претензии Страховой компании обычно указывается в полисе. Если претензия будет обоснована (будут предоставлены необходимые документы), страховая компания возместит полную стоимость на основании коммерческого счета-фактуры. В случае отсутствия счета-фактуры для определения суммы будет использована рыночная стоимость.

Страховая компания, в свою очередь, возложит ответственность за возмещение соответствующих расходов на перевозчика, основываясь на поданной ранее Вами претензии.

Когда мнения расходятся

Большинству перевозчиков и клиентов удается решить все без особых проблем. Однако, иногда могут возникать противоречивые мнения по поводу того или иного инцидента. В этом случае важно сопоставить всю соответствующую документацию, такую как коносаменты и транспортные соглашения.

В этих документах указывается состояние и содержание груза на момент его получения перевозчиком. Если разногласия сохраняются, необходимо обратиться за помощью к независимому специалисту по урегулированию убытков. Как правило, ответственность за этот шаг лежит на перевозчике.
3

Дальнейшие соображения

Затраты и преимущества

Нет сомнений в том, что страхование грузов - это правильно потраченные деньги, не в последнюю очередь потому, что груз весьма редко имеет стоимость ниже той, за которую несет ответственность перевозчик или экспедитор.

И наоборот, помните, что если груз имеет более высокую стоимость, чем обычно, и что-то идет не так, баланс может резко измениться.

Отношения с перевозчиком или экспедитором

Возможно, у вас хорошие отношения с вашим перевозчиком или экспедитором, и вы убеждены, что они выйдут за рамки своих юридических обязательств в случае потери или повреждения и возместят вам ущерб в интересах сохранения вашего бизнеса.

Если ущерб небольшой, перевозчик или экспедитор действительно может сделать жест доброй воли. Тем не менее, вы не должны ожидать огромных выплат.

Перевозчик или экспедитор примет решение, исходя из времени, необходимого для возмещения дополнительных расходов. Если это займет слишком много времени, они заплатят вам только необходимый по закону минимум.

Перевозчик со страховкой ответственности

У вашего перевозчика может быть свой полис страхования ответственности перевозчика за груз. Однако это не имеет никакого отношения к Вам, как к клиенту.

Перевозчики могут организовать страхование только для покрытия собственной ответственности (если они не решат сами застраховать перевозимый груз, но это совсем другая история).

В некоторых случаях, например, при форс-мажорных обстоятельствах, они не несут никакой ответственности, а Вы, как клиент, несете полную стоимость ущерба.
4

Заключение

Всегда есть факторы, выходящие за рамки ответственности логистической компании, поэтому при принятии решения о том, необходимо ли страхование груза, важно помнить о принципе, лежащем в основе страхования. Страхование предлагает покрытие относительно обширного ущерба, который наносится относительно редко.

Если стоимость груза превышает сумму, за которую несет ответственность перевозчик или экспедитор, или если Вы отправляетесь в незнакомые или не очень хорошо организованные пункты назначения, то относительно низким дополнительным расходам на страхование груза, безусловно, следует уделить серьезное внимание.