Меню
Страхование грузов, перевозчиков и экспедиторов
Звонок бесплатный
Особое предложение
на полисы перевозчиков и экспедиторов с лимитом 10 000 000 рублей.

Активна до 30 апреля 2024 и распространяется на все новые полисы, заказанные на нашем сайте.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Особое предложение
на полисы перевозчиков и экспедиторов
с лимитом 10 000 000 рублей.
Активна до 30 апреля 2024 и распространяется на все новые полисы, заказанные на нашем сайте.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Виды мошенничества при перевозке груза, которых точно стоит остерегаться

В последние годы, в индустрии логистики и торговли, наблюдается резкий рост числа и разнообразия случаев хищения грузов путем кражи и мошенничества. Страховщики заявляют, что случаи, которые наблюдают, часто связаны с продажей грузов, которых не было в природе, искажением и подделкой грузовых накладных, попыткой незаконного открытия аккредитивов с помощью поддельных документов по перевозке, фальшивым гарантийными письмами, а также кражей груза и/или мошенничеством в части количества и качества перевозимого груза. Вот четыре обычных сценария, на которые стоит обратить внимание:

История 1
Поддельные накладные и намерение осуществить хищение груза путем мошенничества

Мошенники производят поддельные коносаменты, на столько хорошего качества, что их весьма трудно отличить от подлинных. Предъявляя их отправителю или экспедитору, они стремятся принять груз заранее, до того, как он может быть получен подлинным перевозчиком. Это мошенничество, как правило, получает существенную "инсайдерскую" помощь, ведь мошенникам требуется ключевая информация, а в идеале - копия подлинной накладной для того, чтобы они могли добиться получения груза в порту выгрузки или на складе отправителя.

После этого экспедитор и подлинный получатель (или грузоотправитель, не получивший оплату по условиям договора) будут вынуждены развернуть интеллектуальную дискуссию, чей именно страховщик ( если он есть) должен, как им кажется, покрыть убытки, или, что еще хуже, кто из них примет на себя прямой удар судьбы - так как очень часто риски хищения груза путем мошенничества исключены из страхового покрытия, в то время как кража груза, наоборот, обычно включена.

На заметку:

Очень важно, чтобы вся цепочка, от момента издания и до момента передачи ответственному лицу была подконтрольна и защищена от доступа лишних, не имеющих к этому процессу прямого отношения лиц. Экспедиторы, если они хотят избежать ответственности, также должны убедиться в том, что они проводят надлежащую проверку представленных документов, чтобы убедиться в их подлинности.

В случае сомнений, телефонный звонок может помочь прояснить многие вопросы и проблемы. Однако если серьезные опасения сохраняются (например, явные ошибки или несоответствия в документах), то разумным шагом будет объявление об отказе от такой перевозки.

История 2
Продажа несуществующего груза - "параллельная" сделка

Мошенники стремятся создать подлинные коносаменты или другие грузовые документы, копируя корпоративный стиль и логотипы, а также включив в них подлинные детали судна, трака и отгрузки. Мошенники всегда хорошо информированы обо всех нюансах перевозки, интересующего их груза.

Зная о точной схеме и условиях торговой сделки конкретных участников, а также имея достоверные данные о маршруте и номенклатуре груза, они могут быть в состоянии изготовить такие документы, при наличии которых любая сделка будет выглядеть вполне законной.

Далее, злоумышленники предлагают продать груз, который якобы находился на борту, но на самом деле транспортное средство загружено другим грузом, который уже был продан настоящими покупателям у настоящих продавцов. Мошенники стремятся получить прибыль, разыскивая покупателя за якобы имеющийся у них груз, а затем либо получая оплату напрямую, либо с помощью аккредитива, открытого в их пользу в рамках сделки.

В некоторых случаях, связанных с контейнерной индустрией, мошенники заходят так далеко, что создают фальшивые веб-сайты, и дают фальшивые номера отслеживания, чтобы придать видимость подлинного груза, который можно отследить "в живую".

На заметку:

Мошенники могут предпринять весьма трудоемкие и дерзкие шаги для придания своей схеме законного внешнего вида. Быстрые и поверхностные проверки могут оказаться недостаточными для обнаружения лежащего в основе хищения груза путем мошенничества. За исключением случаев, когда вы работаете с известными и проверенными контрагентами (которые всегда дают обратную связь), следует проявлять дополнительную осторожность, чтобы убедиться в том, что конкретное "рыночное" предложение действительно является подлинным.

Одним из особенностей мошенничества такого рода является то, что предлагаемый груз может быть со значительной скидкой по отношению к преобладающим рыночным ценам и направлен на то, чтобы заманить в ловушку Покупателя со сделкой, которая "слишком хороша, чтобы пройти мимо".

История 3
Субконтрактор или экспедитор выдал накладные с неточностями в описании груза.

Капитан судна несет ответственность за правильность коносаментов на груз и имеет право выдавать их на груз, загруженный на его судно. На практике это право часто делегируется фрахтователям, экспедиторам и их транспортными агентами на основании того, что любые выставленные коносаменты должны соответствовать квитанциям, выданным во время погрузочно-разгрузочных работ. Аналогично происходит и с сухопутными отправками, за исключением того, что капитана заменяют перевозчиком, водитель которого должен подписать накладную о приеме груза только после того, как убедится, что это именно тот груз и в том количестве какое указано в накладной.

Важно убедиться, что накладные действительно точно отражают номенклатуру и качество загруженного груза, потому что умышленное или осознанное отражение искаженной информации о состоянии груза ведет к очень неприятным последствия. Например, заявления о том, что груз - новые автомашины, в то время как они оснащены старыми двигателями, является мошенничеством. Третья сторона-покупатель груза ожидает новые автомобили, а не отремонтированные, и он платит за новые автомобили. Ну это так, к слову.

Как только выяснится истинное состояние груза, покупатель, как правило, может предъявить претензию к перевозчику, о частичной потере или повреждении груза, но это не поможет, если номенклатура и качество груза не будут соответствовать указанным в накладных. Это может создать проблемы для экспедиторов и судовладельцев, когда накладные выдаются или, возможно, перевыпускаются стороной, достаточно далеко отстоящей от них по договорной цепочке. Владелец груза может даже не знать о том, что произошло это событие, пока не столкнется с претензией по грузу в порту разгрузки.

Как правило, речь идет о мошенничестве если выявлено:
  1. умышленное превышение количества груза.
  2. несоответствие описания груза, фактической номенклатуре
  3. несоответствие дат, указанных в накладной фактическим датам отправки и получения.
Такие несоответствия выявляются в документах, изготовленных для того, чтобы они могли пройти как "чистые" через банковскую систему, могли быть основанием для получения выручки от продажи нелегитимным лицом, а также служили основанием для открытия аккредитивов. Естественно, во всех случаях дезинформация используется для получения финансовой выгоды, или большей финансовой выгоды, чем должна была бы быть, если бы была предоставлена точная информация.

На заметку:

Делегирование важного права/обязательства, такого как выдача грузовых документов, должно осуществляться только доверенным контрагентам и в соответствии с четкими гарантиями и обязательствами по защите грузовладельца. Если загруженный груз явно не является "новым" или "чистым", то следует позаботиться о том, чтобы любой выданный грузовой документ очень точно описывал его природу и состояние на момент погрузки.

История 4
Троянский контейнер

Контейнеризация глобальной торговли дала невероятные преимущества судоходству и мировой экономике, но в то же время породила многочисленные возможности для хищения груза путем кражи или мошенничества.

"Троянский" контейнер — это контейнер, в котором якобы содержится определенный конкретный груз, однако при его разгрузке выясняется, что содержимое совершенно другое. Виды инцидентов, с которыми сталкивались мы или наши коллеги, включают в себя:

  1. В грузе из пластика, отправленном на переработку, находилось небольшое количество использованных подгузников.
  2. Груз рулонов текстильных изделий содержал контрабандные сигареты
  3. В 40-футовом ящике находился 21 нелегальный иммигрант.
  4. Различные способы сокрытия наркотиков
  5. Отходы и мусор, или другой отработанный материал для создания впечатления о весе [x] тонн, но реальный товар так и не был отгружен (а был оплачен).

Это всего лишь несколько примеров, но часто в таких случаях перевозчику грозят штрафы, уголовные обвинения, отказ от груза, задержание, утилизация и дополнительные расходы на перевозку.

На заметку:

Объем контейнеризации, а также необходимость быстрой обработки оставляет мало времени для тщательной проверки грузовых деклараций, и даже тогда физическое содержимое не проверяется экспедитором на соответствие декларациям (что было бы весьма затруднительно с точки зрения логистики в торговле).

Поэтому экспедиторы в значительной степени полагаются на то, что содержимое и вес груза будут надлежащим образом декларированы. В случае опасений лучше изолировать ящик и провести его досмотр, даже оставив позади, вместо того, чтобы рисковать тем, что судно с тысячами ящиков на борту или любой другой транспорт будут задержаны за предполагаемые иммиграционные, таможенные и другие правовые нарушения в порту разгрузки.