Сегодня экспедитор, работающий с морским фрахтом, являет собой неотъемлемую и очень важную часть цепочки поставок в глобальной морской торговле... Конечно, экспедиторы задействованы во всех видах транспорта (морском, автомобильном, железнодорожном или воздушном), но в данной статье мы сконцентрируемся на морской торговле - ведь на нее приходится более 90% мировой торговли...
В самых сжатых и непрофессиональных выражениях, экспедитор является многофункциональным агентом/оператором, который обязуется от имени владельца груза обрабатывать движение товаров из пункта отправления в пункт назначения.
Объем мировой торговли в денежном выражении составляет около около 20 триллионов долларов США. Контейнерные перевозки составляют более 152 млн. контейнеров в год, контейнерные порты по всему миру переработали около 800 млн. TEU в 2018 году.
В настоящее время более 23 миллионов TEU перевозится по всему миру на более чем 5300 контейнерных судах.... Ошеломляюще, не правда ли...??
Уделите немного времени перевариванию этих цифр, и одновременно учтите, что в ходе этой глобальной торговли, потери груза, повреждение груза, отказ от груза, мошенничество и т.д. случаются чаще, чем вы можете себе представить.
Когда это происходит, на экспедитора неизбежно оказывается давление, потому что судоходные линии, клиенты и регулирующие органы (таможня, порты и т.д.) либо обращаются к экспедитору, чтобы тот разобрался с этим, либо привлекают экспедитора к ответственности за эти инциденты...
Несмотря на то, что любой из вышеперечисленных инцидентов может быть вызван халатным поведением экспедитора, мы также должны быть справедливыми по отношению к экспедитору и понимать что не все риски перевозки подпадают под
ответственность экспедитора.
Ответственность экспедитора - чрезвычайно сложный вопрос, который необходимо обсуждать и анализировать, поскольку каждый все случаи весьма различаются в деталях... Гражданская ответственность экспедитора неразрывно связана с его отношениями с заказчиком перевозки и получателем груза.
Экспедитор служит каналом глобальной торговли между импортерами, экспортерами, и одновременно информационным каналом между транспортными и регулирующими органами, такими как судоходные линии, таможня, порт и др.
Как только экспедитор подписывает/принимает контракт (хотя это и обескураживает, помните, что контракт может быть и устным) с клиентом, он подвергается нескольким уникальным рискам и обязательствам.
Риски и обязательства экспедитора, заключившего договор на перевозку груза из пункта А в пункт Б, могут включать в себя, но не ограничиваться: