Страхование грузов, перевозчиков
и экспедиторов
Оформить полис
информация
о нас

Страхование ответственности экспедитора

Сегодня экспедитор, работающий с морским фрахтом, являет собой неотъемлемую и очень важную часть цепочки поставок в глобальной морской торговле... Конечно, экспедиторы задействованы во всех видах транспорта (морском, автомобильном, железнодорожном или воздушном), но в данной статье мы сконцентрируемся на морской торговле - ведь на нее приходится более 90% мировой торговли...

В самых сжатых и непрофессиональных выражениях, экспедитор является многофункциональным агентом/оператором, который обязуется от имени владельца груза обрабатывать движение товаров из пункта отправления в пункт назначения.

Объем мировой торговли в денежном выражении составляет около около 20 триллионов долларов США. Контейнерные перевозки составляют более 152 млн. контейнеров в год, контейнерные порты по всему миру переработали около 800 млн. TEU в 2018 году.

В настоящее время более 23 миллионов TEU перевозится по всему миру на более чем 5300 контейнерных судах.... Ошеломляюще, не правда ли...??
Уделите немного времени перевариванию этих цифр, и одновременно учтите, что в ходе этой глобальной торговли, потери груза, повреждение груза, отказ от груза, мошенничество и т.д. случаются чаще, чем вы можете себе представить.

Когда это происходит, на экспедитора неизбежно оказывается давление, потому что судоходные линии, клиенты и регулирующие органы (таможня, порты и т.д.) либо обращаются к экспедитору, чтобы тот разобрался с этим, либо привлекают экспедитора к ответственности за эти инциденты...
Несмотря на то, что любой из вышеперечисленных инцидентов может быть вызван халатным поведением экспедитора, мы также должны быть справедливыми по отношению к экспедитору и понимать что не все риски перевозки подпадают под ответственность экспедитора.

Ответственность экспедитора - чрезвычайно сложный вопрос, который необходимо обсуждать и анализировать, поскольку каждый все случаи весьма различаются в деталях... Гражданская ответственность экспедитора неразрывно связана с его отношениями с заказчиком перевозки и получателем груза.

Экспедитор служит каналом глобальной торговли между импортерами, экспортерами, и одновременно информационным каналом между транспортными и регулирующими органами, такими как судоходные линии, таможня, порт и др.

Как только экспедитор подписывает/принимает контракт (хотя это и обескураживает, помните, что контракт может быть и устным) с клиентом, он подвергается нескольким уникальным рискам и обязательствам.

Риски и обязательства экспедитора, заключившего договор на перевозку груза из пункта А в пункт Б, могут включать в себя, но не ограничиваться:
  • Полная потеря груза
    может произойти как в результате физического повреждения груза, так и в результате кражи во время нахождения груза на хранении у экспедитора.
    1
  • Потеря денежных средств
    может произойти, если клиент не заплатит после выполнения части или всех заказанных услуг
    2
  • Повреждение груза
    может произойти как из-за недостаточной, так и из-за неправильной упаковки груза, недостаточной или неправильной обработки груза, находящегося на хранении экспедитора
    3
  • Неправильная засылка груза
    может произойти, если документация, представленная перевозчику экспедитором, была неверной и груз оказался на другом континенте
    4
  • Отказ от груза
    может произойти, если грузополучатель, который должен был получить груз, внезапно откажется от него из-за недостатка средств, отмены заказа, недоукомплектованности товара и т.д.
    5
  • Финансовые риски экспедитора
    может произойти, когда экспедитор передает груз грузополучателю, пока у грузоотправителя еще есть оригинал HBL, так как он еще не был оплачен грузополучателем
    6
  • Неправильный выпуск груза
    может произойти, если груз был выдан экспедитором неуполномоченной стороне в соответствии с видом выданного коносамента, например, если груз был выдан грузополучателю по оборотной накладной без надлежащего подтверждения в коносаменте.
    7
  • Задержки из-за неправильного оформления документов
    прием груза в пункте назначения задерживался из-за неправильного оформления документов, представленных экспедитором перевозчику, или неправильного оформления грузовых деклараций таможенными или иными видами грузовых документов, оформленных экспедитором, которые привели к такой задержке
    8
  • Риск ответственности перевозчика
    экспедитор может нести ответственность как договорный перевозчик, если он договорился со своим клиентом (скажем, грузоотправителем или грузополучателем) о тарифах на всю перевозку груза и выпустил свою накладную для перевозки груза
    9
Кроме принятия на себя вышеуказанных рисков, во ВСЕХ вышеперечисленных случаях существует вероятность того, что экспедитор может нести ответственность, но только в том случае, если будет доказано, что это связано с небрежным поведением со стороны экспедитора.

В зависимости от юрисдикции экспедитор может быть освобожден от любой ответственности, если будет доказано, что экспедитор предпринял все возможные шаги и проявил должную осмотрительность/ заботу в отношении:
  • получения и хранения груза
  • выбора наиболее подходящего и ответственного перевозчика
  • своевременной и адресной доставки товара к получателю
  • иных обязательств, предусмотренных договором и законом
Несомненно, уменьшить количество и подверженность рискам возможно путем страхования риска ответственности экспедитора, страхования ответственности привлеченных перевозчиков и самого груза.

Экспедиторы, дорожащие своей репутацией, никогда не пренебрегают возможностью даже при наличии собственного страхования ответственности, нанимать перевозчиков, в обязательном порядке имеющих страхование своей профессиональной ответственности. Такой подход является залогом долгой и плодотворной работы на рынке перевозок.