Страхование грузов, перевозчиков
и экспедиторов
Оформить полис
информация
о нас

Страхование опасных грузов

Перевозка грузов автомобильным или железнодорожным транспортом сопряжена с риском дорожно-транспортных происшествий, так что как минимум одна очевидная причина задуматься о страховании груза уже присутствует. Если перевозимый груз опасен, то существует также риск инцидента, например, утечки груза, ведущей к таким опасностям, как пожар, взрыв, химический ожог или нанесение ущерба окружающей среде. По этому — задуматься о страховании опасного груза куда больше очевидных и вполне реальных причин.

Большинство грузов не считаются достаточно опасными для того, чтобы требовать специальных мер предосторожности во время перевозки. И, соответственно, их вполне допустимо страховать без особых условий и оговорок. Страховщик сможет оценить риск и предложить необходимые и достаточные условия страхования перевозки опасных грузов. Однако некоторые грузы обладают свойствами, которые означают, что они являются потенциально опасными при перевозке. В таких случаях следует наиболее полно проинформировать страховую компанию об опасных свойствах груза и мерах, принимаемых с целью снижения рисков. Нетрудно представить, что при страховом случае, страховая компания будет внимательно анализировать вопросы соответствия условий перевозки требованиям законодательства. При нарушении каких-либо требований регламентов и при условии наличия причинно-следственной связи такого нарушения со страховым событием, у страховщика будет полно право отказать в выплате возмещения.

Опасными грузами являются жидкие или твердые вещества и содержащие их предметы, которые были проверены и оценены в соответствии с международно согласованными критериями — процессом, называемым классификацией, — и признаны потенциально опасными (опасными) при перевозке. Опасные грузы присваиваются различным классам в зависимости от степени их наибольшей опасности, соответственно, полис на опасный груз должен учитывать его классификацию.

Классификация опасных грузов

1 класс опасности — взрывчатые материалы
2 класс опасности — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением
3 класс опасности — легковоспламеняющиеся жидкости
4 класс опасности — легковоспламеняющиеся твердые грузы и вещества, самовозгорающиеся грузы и вещества, грузы и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 класс опасности — окисляющие вещества и органические пероксиды
6 класс опасности — ядовитые вещества и инфекционные грузы и вещества
7 класс опасности — радиоактивные материалы
8 класс опасности — едкие и (или) коррозионные грузы и вещества
9 класс опасности — прочие опасные грузы и вещества
Изначально Страховщик взаимодействует с Вами обосновано предполагая, что Вы лучше знакомы с особенностями своего груза и требованиями законодательства к правилам его перевозки. При возникновении страхового случая по страхованию опасных грузов, страховая компания, как правило, нанимает лицензированных специалистов, который дают независимую профессиональную оценку того, насколько событие можно считать случайным, а Ваши действия — соответствующими требованиям закона. Основываясь на таком заключении, и будет приниматься решение о том, является ли событие страховым.

Существуют правила, регулирующие перевозку опасных грузов, цель которых — защитить всех, кто непосредственно участвует в перевозке (например, грузоотправителей или перевозчиков) или может участвовать в перевозке (например, членов аварийных служб и население). Правила возлагают обязанности на всех, кто участвует в перевозке опасных грузов, для обеспечения того, чтобы они знали, что они должны делать, чтобы свести к минимуму риск инцидентов и гарантировать эффективное реагирование.

Перевозка опасных грузов автомобильным или железнодорожным транспортом регулируется на международном уровне соглашениями и европейскими директивами, при этом каждые два года директивы обновляются с учетом технического прогресса. Новые требования безопасности реализуются государствами-членами через внутренние нормативные акты.

Часто задаваемые вопросы

  • Как ADR применяется к мелкомасштабным перевозкам промышленных газов?
    Ацетилен, сжиженный нефтяной газ и другие газы обычно перевозятся такими участниками рынка, как сварщики и техники по ремонту автомобилей. Легковоспламеняющиеся газы относятся к транспортной категории 2. Кислород и газы, такие как углекислый газ и аргон, относятся к транспортной категории 3. Обычно применяются исключения для малых пороговых нагрузок
  • Применяемые части ДОПОГ
    Водитель должен пройти подготовку в области «общей осведомленности», «функциональной специфики» и «техники безопасности» (ДОПОГ 1.3). Должна вестись запись о прохождении подготовки.

    Транспортное средство должно быть оборудовано по крайней мере одним порошковым огнетушителем весом 2 кг, который должен поддерживаться в исправном состоянии.

    Нагрузка должна быть уложена надлежащим образом. Обратите внимание на то, что в отношении этих газов применяются специальные положения CV9, 10 и 36. В частности, CV 36 указывает:

    «Упаковки должны быть предпочтительно погружены в открытые или вентилируемые транспортные средства или открытые или вентилируемые контейнеры». Если это невозможно и упаковки перевозятся в других закрытых транспортных средствах или контейнерах, то грузовые двери транспортных средств или контейнеров должны быть промаркированы словами:

    ВНИМАНИЕ
    НЕ ВЕНТИЛИРУЕТСЯ
    ОТКРЫВАТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ
  • Каковы требования к перевозке отработанных батарей?
    Отработанные батареи (как правило, свинцово-кислотные батареи из транспортных средств — UN 2794) могут перевозиться навалом при соблюдении условий, изложенных в разделе 7.3.3 ДОПОГ 7.3.3 VC1, VC2 и AP8. Минимальной нагрузки для перевозки навалом/насыпью не существует, поэтому ДОПОГ/ЦГ применяются в полном объеме. Это полностью понимается соответствующей торговой ассоциацией, и ее члены обязуются в кратчайшие возможные сроки обучить водителей стандартам ДОПОГ. Если водители, перевозящие отработанные батареи навалом/насыпью, не имеют действующего сертификата ДОПОГ, то следует предусмотреть отсрочку PN, а перевозчика следует попросить подтвердить организацию обучения.
  • Существуют ли какие-либо ограничения, связанные с перевозкой пищевых продуктов?
    Ограничения на перевозку пищевых продуктов (включая корма для животных) с опасными грузами ограничены и изложены в ДОПОГ в пункте 7.5.4. Принцип заключается в том, что пищевые продукты не должны перевозиться с токсичными веществами (классы 6.1 и 6.2) или с ограниченным диапазоном веществ класса 9. Однако допускается смешивание этих грузов при соблюдении определенных мер предосторожности:

    • перегородки высотой не менее, чем упаковки, содержащие опасные вещества
    • разделение упаковками веществ, отличных от веществ класса 6.1, 6.2 или соответствующего класса 9.
    • разделение на расстояние не менее 0,8 метра путем дополнительной упаковки или обертывания веществ. Хотя это не описывается достаточно подробно, представляется, что принцип, которому следует следовать, заключается в том, что обычная упаковка ГД (такая как барабан, IBC или мешки) должна быть более полно охвачена. Примерами могут служить термоусадочная упаковка или полиэтиленовая пленка, прочно закрывающая упаковку или пакеты. Следует иметь в виду, что это может быть воспринято как «переупаковка» и может потребовать самостоятельной маркировки (пункт 5.1.2 ДОПОГ).
  • Применяются ли исключения при перевозке в автомобилях медицинского назначения?
    Некоторые медицинские и парамедицинские работники иногда перевозят в своих автомобилях такие предметы, как сжатый кислород или смеси закиси азота

    В этих случаях баллон, скорее всего, является частью «готового к использованию» комплекта, который включает в себя регулятор, шланг и маску. Как таковой он рассматривается в соответствии с пунктом 1.1.3.1 b) как исключенный из ДОПОГ. Существует простое условие:

    «…были приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в нормальных условиях перевозки».

    Это должно означать, что клапан цилиндра должен быть закрыт надлежащим образом и оборудование должно надежно переноситься в транспортном средстве. Обычно оборудование перевозится в специально изготовленных для этого сумках или ящиках, и это считается удовлетворительным.
Должностным лицам все равно придется проводить оценку рисков и обеспечивать соответствующее обучение в соответствии с другими законодательными актами, такими как Правила управления охраной труда и техникой безопасности на рабочем месте и Правила предоставления и использования оборудования на рабочем месте.

С учетом всего изложенного выше, при страховании перевозок опасных грузов, страховую компанию будет прежде всего интересовать, насколько произошедшее событие можно отнести к разряду «случайностей». Иначе говоря, можно ли быть уверенным, что Вы сделали все, как должны были сделать в своих интересах и в интересах окружающих и, тем не менее, не смогли избежать причины возникновения страхового события…

Если остались вопросы – будем рады на них ответить