Меню
Страхование грузов, перевозчиков и экспедиторов
Звонок бесплатный
Особое предложение
на полисы перевозчиков и экспедиторов с лимитом 10 000 000 рублей.

Активна до 30 апреля 2024 и распространяется на все новые полисы, заказанные на нашем сайте.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Особое предложение
на полисы перевозчиков и экспедиторов
с лимитом 10 000 000 рублей.
Активна до 30 апреля 2024 и распространяется на все новые полисы, заказанные на нашем сайте.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Экспедитор
и страхование груза

Ну вот, кажется, жизнь налаживается. Сперва приняли закон об экспедиторах, потом разрешили страховать ответственность перевозчика и экспедитора по договору перевозки…. Все это, столь же положительные факторы, сколь и запоздавшие. На сегодняшний день, экспедиторская компания, задавшись целью пережить хотя бы одно поколение собственных акционеров, не может позволить себе пренебрегать страхованием груза.

Да, безусловно, страхование груза всегда будет защищать интересы грузовладельца, но опытных логистов это никогда не останавливало и этому есть объяснение. Представители некоторых страховых компаний до сих пор уверенно утверждают, что экспедитор вправе застраховать груз, только получив на это поручение и доверенность грузовладельца… Не будем долго анализировать это суждение, потому как оно ложно. Читавший хоть раз соответствующий раздел ГК РФ, не может не заметить, что страхование имущественного интереса в сохранении груза - разрешено, в том числе, если он основан на договоре. Вот именно на этом самом месте стоит "точка", т.е. - любом договоре и договор экспедиции - не является изгоем в этом смысле.

Кто страхует груз при перевозке?

Итак, при наличии поручения и доверенности от грузовладельца, экспедитор может застраховать груз от имени грузовладельца и за его счет. При отсутствии поручения, экспедитор может застраховать груз от своего имени и за свой счет, но в пользу выгодоприобретателя - грузовладельца. Таким образом, наличие договора экспедиции подтверждает наличие имущественного интереса в сохранении груза у экспедитора, так необходимого, на момент подписания договора страхования груза, чтобы тот считался легитимным. И да, по полису страхования груза, кто бы не значился страхователем или плательщиком за страхование, возмещение может получить только то, лицо, чье право было нарушено - именно это лицо, с точки зрения ГК РФ, понесло убытки, и именно это лицо - грузовладелец.

Но, полагаем, это не самый интересный вопрос по этой теме, тем более что анализировать его мы не планировали. А вот что может быть интересным, так это то, что экспедитор, не просто может защитить интересы грузовладельца, пусть даже за свой счет, но и заработать на этом. Казалось бы, тут есть противоречие, ведь "за свой счет" и "заработать" - редко могут поладить между собой, да еще и в одном утверждении. Но этот как раз тот случай.

Итак, экспедитор являет собой то звено логистикой цепочки, где аккумулируются грузы разных грузовладельцев. И стало быть, общий объем грузов, проходящих через экспедитора заведомо больше, чем объем каждого из его заказчиков, взятый в отдельности. Ну или, по крайней мере, такая модель весьма вероятна. Конечно, не все заказчики готовы отдать одному экспедитору весь объем своих перевозок, но к этому надо стремиться самому экспедитору и то преимущество, которое может дать рассматриваемый подход - ему в помощь.

Стоимость страхования груза

Так вот, обратившись в страховую компанию за расчетом стоимости страховки груза при перевозке, экспедитор имеет возможность заявить на страхование объем сразу всех своих заказчиков, а не каждого в отдельности. Для страховой же компании, величина такого объема - фактор, дающий возможность очень существенно снизить ставку страхования по сравнению с тем, как если бы к ней обратился каждый заказчик самостоятельно и только со своим объемом страхования грузов.

Стало быть, экспедитор легко может получить преференции как по стоимости страхования, так и по "спорным" выплатам, поскольку страховой компании иногда будет выгоднее принять "коммерческое решение" по не совсем однозначному событию, чем потерять клиента, с большим объемом страхования.

Ну а теперь про "заработать". Если совокупный объем грузов, проходящий через экспедитора, действительно достаточно велик и, как следствие, ставка страхования существенно меньше среднерыночной, то экспедитор вправе предложить грузовладельцу ставку чуть выше своей, но все еще ниже той, которую мог бы получить сам грузовладелец со своим индивидуальным объемом перевозок. Разница - бонус экспедитора за находчивость или за выбор правильного страховщика.

Защита от суброгации

При этом надо заметить, что это та редкая ситуация, при которой все стороны процесса, без исключений, останутся довольны. Вернее, будут довольны, если только страховая компания не забудет отказаться в договоре страхования грузов экспедитора от суброгации к последнему. Ведь то, что экспедитор является плательщиком по договору или даже указан страхователем, не освобождает его от ответственности по договору экспедиции. Так что без этого пункта, остаться довольным ему будет крайне сложно.

У нас есть обширный опыт работы по таким договорам, и мы не раз слышали благодарность от своих партнеров за предложенный вариант защиты. Как правило, представлял сложность только один момент - не всегда экспедитор готов правильно просчитать свой будущий успех. Ведь далеко не все заказчики хотят страховать груз именно через него… Но как только он исключает кого-то из общего объема - схема защиты начинает рушиться. Во первых, падает общий объем и, как следствие, растет ставка страхования груза, а во вторых - в случае страхового события, к экспедитору может прийти претензия уже даже не от "исключенного" заказчика, а от его страховой компании и если нет дополнительно полиса страхования ответственности экспедитора - дело "так себе".

Поэтому, как только экспедитор начинает оформлять страхование грузовых перевозок выборочно - он не только не сможет реализовать в полной мере свое преимущество по ставке, но вынужден будет покупать дополнительно полис страхования ответственности.

К слову, полное страхование всех перевозок, не исключает приход к экспедитору страховой компании заказчика, ведь ему никто не запрещал страховать свой груз самостоятельно. На этот случай существует специальная оговорка в полисе, говорящая о том, что выгодоприобретателем по полису становится "чужая" страховая компания, как лицо, к которому перешло право требования. Справедливости ради надо сказать, что иногда проще выдать "бесплатный" договор страхования ответственности экспедитора в сопровождение полного страхования его грузовых потоков, чем объяснять все премудрости перехода права суброгации от юр лица к юр лицу при страховом событии.
Консультация по страхованию
Наш специалист перезвонит вам в ближайшее время