Меню

Предотвращение
кражи груза

Автопарки принимают множество мер предосторожности в борьбе с кражей грузов, начиная от простых низкотехнологичных висячих замков и заканчивая высокотехнологичной телематикой.

Кража груза - не новое преступление. Можно утверждать, что это одно из старейших злодеяний человечества, развивающееся параллельно с цивилизацией на протяжении тысяч лет. Что такое пиратство, кроме как кража груза в открытом море?

Сегодня, грузовые автопарки, по всей стране, сталкиваются с растущим давлением от кражи грузов, и главная причина этого не так уж и трудно разобраться: трудные времена толкают людей на отчаянные поступки. И в сознании многих людей кража груза является преступлением без необходимости применять насилие. Отправившись на стоянку для грузовиков, надо всего лишь найти незащищенный трейлер. Подождать, пока водитель уедет или уйдет "по нужде". Если в это время открыть трейлер и посмотреть, что внутри - никто не пострадает, правда?

Неправда. Реальность такова, что сегодняшние тяжелые экономические времена не только не являются преступлениями без жертв, но и приводят к жестоким нападениям, связанным с кражей груза. Будь то кража вашего груза или кража ваших тягачей и прицепов, мы, работая в страховой компании, сталкиваемся с этим каждый второй день, и в последнее время ситуация становится все хуже.

Самое неприятное, когда преступники крадут его груз, включая угоны и грабежи используя оружие и угрожая водителям. Частенько приходят сообщения о том, что злоумышленники блокируют грузовики несколькими транспортными средствами, вытаскивают водителей, избивают их и завладевают содержимым трейлера. Похоже, что таких преступлений становится все больше, особенно если сравнивать с докризисным периодом.
Конечно, страхование риска хищения груза не поправит здоровье водителей и не вернет вам груз. Однако, получить полную стоимость груза взамен утраченного, да еще с суммой потенциально потерянной прибыли - было бы весьма уместно, не находите? Да и здоровье водителей было бы легче восстановить, если у них появятся деньги на реабилитацию. Как следствие, и простои компании из-за выбывшего персонала - тоже сократятся. Иначе говоря, страхование от хищения грузов на транспорте, будь то кража груза с фуры, включая пропажу груза с водителем, кража груза на железнодорожном транспорте - имеет очень положительные стороны, способные облегчить жизнь акционеров. Особенно, если речь идет об очевидно уязвимых и подверженных, согласно статистике, кражам грузах. Таковыми являются - мелкие и высоколиквидные грузы, электроника, сигареты, лекарства и т.п. В условиях, когда экономика все еще падает, любой груз находится под угрозой - даже продукты питания!

Другой крупной мишенью являются драгоценные металлы. Уже продолжительное время промышленные предприятия сталкиваются с ростом числа краж своих грузов. Здесь цель немного больше, чем грузовые рефрижераторы. Жулики могут сразу завладеть полной грузовой отправкой меди, которую они могут весьма быстро сбыть, в отличие от, например, рефрижератора, забитого салатом. Цена на медь постоянно растет, что делает ее очень прибыльной мишенью. При этом металл не обязательно отправлять в больших количествах, чтобы он стал заманчивой мишенью. В нашей практике случалось, что в качестве мишени выбирались различные технологические или электронные узлы, потому что их компоненты содержали драгоценный металл. Был случай, когда воры прорезали дыру в полу прицепа и каждый раз, когда водитель останавливался, они возвращались назад через дыру в полу и получали еще один комплект таких деталей, который был примерно размером с хоккейную шайбу. К тому времени, когда груз добрался до места назначения, половина деталей уже была в другом месте.

Злоумышленники, с целью хищения грузов на транспорте, как правило, вооружаются широким спектром возможных сценариев своих действий при возникновении той или иной ситуации, иначе говоря - имеют свою стратегию и тактику. Многие кражи - это просто случайные преступления, когда водитель не является мишенью, а просто находится не в том месте и не в то время, но большой процент этих преступлений совершается организованными группами, начиная от небольшой группы воришек и заканчивая городскими бандами - и даже филиалами организованной преступности.

В последнем случае перевозчики и экспедиторы имеют дело с изощренными, решительными преступниками, которые проводят обширные исследования в отношении предполагаемых жертв и проявляют чрезвычайное терпение перед нанесением удара. Известно, что преступники терпеливо и дотошно следят за водителями, во время многократных рейсов на сотни и даже тысячи километров, чтобы узнать привычки водителя - какой грузовик останавливается, где он любит провести ночь, и какие части его пробежки являются наиболее изолированными. Это профилирование самой зловещей природы и все направлено на одну цель: определить наиболее подходящее время для нанесения удара и кражи груза с наименьшим риском.

Некоторые из воровских тактик довольно просты - они знают какие производители производят определенные товары. Воры будут скрытно сидеть за воротами производителя и терпеливо наблюдать за грузовиками, которые приходят и уходят. Обычно, к моменту своих действий, они имеют довольно хорошее представление о том, какой груз загружается.

Как это не парадоксально, преступники, в основном, делают обратную полицейскую работу, чтобы найти, узнать и долго преследовать свою добычу. Их также весьма интересует наличие страхового полиса по ответственности перевозчика или полис страхования груза, да и вообще, какие типы страхового покрытия есть у потенциальной жертвы. Они достаточно опытны, чтобы знать, что, например, рефрижераторный парк не будет платить высокую страховую премию за риск при перевозке не слишком дорогих грузов.

Масштабность проблемы, должна заставить автопарки принимать контрмер для борьбы с кражей грузов - и большинство из них относительно просты в применении. Применение набора простых мер несомненно снизит количество страховых случаев и, как следствие, одновременно снизит стоимость страхования грузов, что в свою очередь, может существенно компенсировать затраты на эти самые меры.

Как минимум, надо изменить легкомысленное отношение к вопросу перевозок груза и начать жить с мыслью о том, что в этом мире водятся и хищники. Защитная стратегия автопарка и связанное с ней образование должны быть внедрены повсеместно и включать в себя водителей, техников, складской персонал и офисных работников - одним словом, всех сотрудников перевозчика и экспедитора.

Не многие автопарки сегодня в достаточной степени озадачены тем, чтобы привить каждому своему водителю очевидное чувство ответственности. Водитель должен чувствовать себя неотъемлемой и ответственной частью цепочки поставок. Они должны быть осмотрительны и следовать стандартным правилам каждый раз, когда они останавливаются. Такие вещи, как использование пневматической манжеты при парковке и проверка пломб каждый раз, когда они выходят - должно быть просто обычной практикой, и водители должны воспринимать это как само собой разумеющееся.

Где водители паркуются и как они себя ведут на стоянках грузовиков, может иметь огромное влияние в борьбе с кражей грузов на транспорте. Мы всегда рекомендовали своим клиентам учить водителей использовать свое окружение в своих интересах, припарковывая прицепы к зданиям, заборам или даже к другим прицепам, чтобы воры не могли открыть двери и попасть внутрь или сделать это невозможным. Припаркуйтесь в хорошо освещенных районах с интенсивным движением рядом с топливными заправками, зданиями и ресторанами, когда это возможно, а также обратите внимание на камеры безопасности и припаркуйтесь в их поле зрения. Долгосрочная парковка на остановках отдыха и на плечах шоссе, как правило, плохая идея - так же, как и взять груз домой и оставить его без присмотра на выходные.

Другой практикой является инструктаж водителей не говорить о своем грузе. Чем меньше водители говорят о грузах, которые они перевозили и куда они их везут, тем лучше - и это включает в себя все, начиная от традиционных разговоров по радио и заканчивая сегодняшними социальными сетями: Если водитель стал мишенью, то несомненно современные злоумышленники будут проверять и Вконтакте и Инстаграм, чтобы узнать, могут ли они получить какую-нибудь информацию о его предстоящих остановках и конечных пунктах назначения.

Очень важно, чтобы водители постоянно поддерживали осведомленность о ситуации - независимо от того, движется ли грузовик или нет. Если водитель подозревает, что за ним следят, попросите его изменить скорость и притормозить, чтобы проверить, проезжает ли автомобиль мимо него. Если это не сработает, попросите его съехать на следующий выезд и посмотреть, делает ли подозрительный автомобиль то же самое. Если водитель уверен, что за ним следят, в первую очередь ему следует обратиться за помощью в офис; еще одна хорошая идея - найти безопасное и надежное место для парковки.

Водители должны четко представлять, что им делать, если они обнаружили "хвост" - менять скорость и пытаться заставить машину проехать мимо них так, чтобы засечь номерные знаки, если это возможно. Нельзя звонить в полицию, когда такое случается, потому что слежка за кем-то не является преступлением, но они могут позвонить в свой офис и дать возможность своему руководителю принять решение, что делать дальше.

Чтобы помочь правоохранительным органам в случае явной кражи грузовика или прицепа, водители должны иметь при себе описание информации о своем транспортном средстве, включая VIN, все номерные знаки, информацию о страховке, а также марку, модель и цвет транспортных средств.

Связь жизненно важна для борьбы с кражей, а современные технологии позволяют легче и своевременнее отслеживать грузы и реагировать на проблемы. Мы всегда рекомендуем своим страхователям рассмотреть как пассивные, так и активные системы связи между грузовиком и офисом.

Сегодня на дороге у вас больше виртуальных глаз и ушей, чем когда-либо, конечно, если речь не идет о совсем удаленный пунктах назначения. Если посмотреть на все системы, доступные сегодня автопаркам, - такие как системы связи в реальном времени, телематики и системы геолокации и мониторинга как для грузовиков, так и для прицепов, - то они имеют больше инструментов для борьбы с воровством, чем когда-либо прежде. Но все, как говорится, стоит денег. Но одним из наиболее эффективных и менее затратных средств борьбы с кражами, является гораздо более очевидный низкотехнологичный метод: профессиональный навесной замок на дверях прицепов. Главным правилом для водителя должны быть то, что его прицеп всегда заперт, даже если он перевозят воздух.

Если пломбу нужно сломать для ремонта или полицейской проверки, установите процедуры, чтобы все об этом знали. Запишите номера как сорвавшейся пломбы, так и ее замены, отметьте это в накладных и сообщите в свой офис.

В идеале автопаркам также следует рассмотреть вопрос о налаживании партнерских отношений с правоохранительными органами хотя бы вблизи к используемым маршрутам. Хотя, конечно, в современных условиях, это утопия… Но к этому лучше хотя бы стремится.

Мы, обладая 25 летней практикой страхования груза и ответственности как перевозчиков, так и экспедиторов, вынуждены здесь отметить еще одну причину, по которой водители являются ключевым элементом в борьбе с кражей грузов. Нам неприятно это говорить, но думается, что многие дела о краже грузов - это внутренняя проблема транспортных компаний.

Обращайтесь со своими водителями правильно. Они изо дня в день делают тяжелую работу. Если вы признаете это и платите им справедливую зарплату, они будут менее склонны к воровству перевозимого ими груза.
Ранее, мы прилагали, к полису страхования ответственности перевозчика, обязательную к выполнению инструкцию для водителя… Но с течением времени, мы пришли к выводу, что более точных инструкций, применимых к выбранному маршруту и виду груза, с учетом знания личности самого водителя, чем может дать сама транспортная фирма, мы не сможем. Следовательно ключ к успеху — это ваша заинтересованность в чистоте и результате своей работы, подкрепленная нашим страховым полисом! Будьте бдительны и удачи на дорогах!