Меню
Скидка 10%
на полисы перевозчиков и экспедиторов.

Предложение действует до 30 апреля 2021 и распространяется на все новые полисы, оформленные на сайте.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Скидка 10%
на полисы перевозчиков и экспедиторов.

Предложение действует до 30 апреля 2021 и распространяется
на все новые полисы, оформленные на сайте.
Имя
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Ответственность экспедитора
по договору и закону

В современной практике организация транспортного процесса часто требует прямых международных мультимодальных перевозок, и в этом случае экспедитор выполняет договор перевозки как мультимодальный транспортный оператор, даже если он непосредственно не владеет никакими транспортными средствами. Однако возникла тенденция, при которой функции перевозчика и экспедитора совмещаются.

В рамках этой модели традиционные перевозчики диверсифицируют свою деятельность путем создания экспедиторского подразделения внутри своих компаний, либо экспедиторы приобретают транспортные средства или создают зависимых перевозчиков. Кроме того, экспедиторы часто нанимают для осуществления перевозки субподрядчиков, в результате чего случаи потери или недостачи груза и претензии к экспедиторам могут оказаться достаточно сложными.
Юридический аспект
Гражданский Кодекс РФ не содержит детальных правил, регулирующих экспедиторскую деятельность. В соответствии со ст 803 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере предусмотренных за нарушение обязательств гл 25 ГК РФ.

При этом Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства было вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом будет определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечал бы соответствующий перевозчик. Таким образом ГК РФ предусматривает только общие правила осуществления транспортно-экспедиторской деятельности. Куда более конкретизирует ситуацию с договорами морской перевозки/ экспедиции Кодекс Торгового Мореплавания

Однако, в 2003 году был принят долгожданный Федеральный закон о Транспортно-экспедиционной деятельности, детально регулирующий взаимоотношения сторон договора транспортной экспедиции. Он также узаконил размер максимальной ответственности экспедитора в международном сообщении, ограничив ее максимальной величиной. Однако по внутренним перевозкам, в этой части, изменений не произошло - закон вежливо отослал всех обратно к гл 25 ГК РФ. Примечательно, что этот закон живет и развивается, последняя редакция была 18.03.20 года.
Определение ответственности
В большинстве случаев решение суда о признании ответственности экспедитора за ущерб зависит от нескольких основных факторов
Характер обязательств экспедитора перед клиентом
и привлечение перевозчика
При рассмотрении споров об ответственности суды придают большое значение вопросу о том, как строятся отношения между экспедитором и перевозчиком.

Если по договору перевозки экспедитор действует от своего имени, то ответственность перед клиентом (т.е. грузовладельцем) за потерю транзитного груза ложится на экспедитора.

Если договор перевозки составлен экспедитором от имени и в интересах клиента, то ответственность за утрату груза, по решению суда, ложится непосредственно на перевозчика. В таких случаях суды приходят к выводу, что экспедитор не несет никакой ответственности, так как должным образом выполнил свои обязательства по организации перевозки (т.е. выбрал перевозчика, договорился о маршруте и от имени и в интересах клиента заключил договор перевозки).
Степень ответственности экспедитора по договору
Законодательство предусматривает, что экспедитор несет ответственность за количество, вес и упаковку в соответствии с товаросопроводительными документами, подписанными представителем перевозчика, если иное не предусмотрено договором экспедирования. На практике при использовании этого положения в договоре стороны могут как усилить ответственность экспедитора, так и наложить ограничения.

В частности, в договоры обычно включаются следующие положения:

  • "Экспедитор несет полную ответственность за сохранность груза с момента принятия его под свой контроль до доставки груза получателю".
  • "С момента погрузки груза на транспортное средство и до выдачи его грузополучателю экспедитор несет полную ответственность за сохранность груза, его недостачу или потерю и возмещает клиенту всю или часть стоимости поврежденного груза, или сумму, на которую уменьшилась стоимость груза".

Если такие положения включены в договор и транспортные документы подтверждают передачу груза экспедитору (или перевозчику, нанятому экспедитором), то, как правило, суды легче приходят к заключению относительно ответственности экспедитора за утрату или повреждение груза.
Элементы, необходимые для гражданской ответственности
При рассмотрении споров, связанных с утратой транзитного груза, суды часто подчеркивают, что для принятия решения о взыскании ущерба суду должны быть представлены доказательства следующих элементов, которые считаются необходимыми для установления факта нарушения:
  • наличие убытков, возникновение и размер которых должны быть доказаны кредитором/истцом;
  • незаконные действия в форме ненадлежащего исполнения экспедитором своих обязательств;
  • причинно-следственная связь между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязательств;
Отсутствие даже одного из этих основных признаков гражданского правонарушения будет достаточным основанием для отказа суда в рассмотрении иска к экспедитору.
Практические вопросы
Отсутствие четкого законодательства, регулирующего ответственность экспедитора, привело к многочисленным судебным интерпретациям применимых правил. Тем не менее, суды применяют стандартные определения к положениям договора на оказание экспедиторских услуг при определении таких факторов как:
  • ограничена ли ответственность экспедитора;
  • есть ли у экспедитора обязательства по обеспечению безопасности транзитных грузов;
  • участие перевозчика.
В последние годы стало общепринятой практикой отказывать в рассмотрении судами исков к экспедиторам на том основании, что экспедиторы, как правило, берут на себя ответственность только за организацию перевозки груза. Эта позиция подкрепляется тем, что договоры на перевозку груза заключаются экспедитором не от своего имени, а от имени клиента-грузовладельца.

Однако, в большинстве последних дел суды встали на сторону грузовладельца и возложили на экспедитора всю полноту ответственности за убытки, причиненные клиенту.
При предъявлении претензий к экспедитору,
грузовладелец должен доказать:
  • наличие договорных отношений с экспедитором;
  • принятие экспедитором груза;
  • привлечение экспедитором перевозчика;
  • и что повреждение груза произошло за счет внешних факторов.

Анализ последних прецедентов показывает, что даже в тех случаях, когда договор включает стандартные условия (т.е. без увеличения ответственности экспедитора), суды часто устанавливают, что ответственность лежит на экспедиторе. Это происходит потому, что экспедиторы все чаще выдают своим клиентам собственные транспортные документы (например, коносамент или счет-фактуру, например, коносамент Международной федерации экспедиторских ассоциаций). В этом случае экспедитор действует самостоятельно в качестве принципала, тем самым принимая на себя ответственность перевозчика за весь процесс перевозки, в том числе и в случае утраты транзитного груза (независимо от того, где произошла утрата).