Автономная логистика — это комплексная система управления цепями поставок, в которой ключевые операции (транспортировка, складирование, сортировка, доставка "последней мили") выполняются с минимальным участием или без участия человека.
Беспилотные грузоперевозки являются ядром этой системы.
Для точного понимания технологии важно различать уровни автоматизации транспортных средств (согласно классификации SAE International):
- Уровень 0-2: Помощь водителю (круиз-контроль, удержание в полосе). Водитель полностью контролирует ситуацию.
- Уровень 3: Условная автоматизация. Автопилот может управлять автомобилем в определенных условиях, но требует готовности водителя вмешаться в любой момент.
- Уровень 4: Высокая автоматизация. Транспортное средство может двигаться полностью автономно в пределах заданной географической зоны (например, на магистрали между двумя логистическими хабами) и в определенных погодных условиях, не требуя вмешательства человека.
- Уровень 5: Полная автоматизация. Абсолютная автономия в любых условиях и на любых дорогах, где может проехать человек.
Сегодня фокус разработчиков и логистических операторов сосредоточен на внедрении систем 4-го уровня. Примеры технологий, формирующих ландшафт автономной логистики:
- Беспилотные грузовики: Магистральные фуры для перевозок между городами (например, проекты КамАЗ, Waymo Via, TuSimple, Aurora), а также мало- и среднетоннажный транспорт для городских перевозок.
- Дроны-курьеры: Используются для быстрой доставки "последней мили" в труднодоступные районы или густонаселенные городские кварталы.
- Роботизированные склады: Автономные погрузчики, сортировщики и системы хранения (AGV/AMR), которые полностью автоматизируют складские операции.
- Автономные железнодорожные составы: Локомотивы, управляемые искусственным интеллектом, для повышения эффективности ж/д перевозок.
В России активные испытания и внедрение беспилотных логистических решений ведут такие компании, как КамАЗ, СберАвтоТех, Evocargo, показывая, что эра автоматизированных грузоперевозок — это уже настоящее, а не отдаленное будущее.