Страхование грузов, перевозчиков
и экспедиторов
Оформить полис
информация
о нас

Двойное страхование груза

Означает страхование одного и того же товара несколько раз.
Не играет роли, кто застраховал этот груз, в одной или нескольких страховых компаниях. Важно, что в отношении одного и того же перевозимого имущества существует несколько договоров страхования. При этом, совокупная максимальная сумма страховых выплат по всем, оформленным в отношении него, полисам превышает действительную стоимость груза.

Появляется вопрос, не похоже ли двойное страхование на сострахование или даже перестрахование?

Двойное страхование, сострахование и перестрахование

Отвечая на предыдущий вопрос – нет, они существенно отличаются. Но, у этих понятий могут быть несколько общих составляющих. Разница между двойным страхованием груза, сострахованием и перестрахованием заключается в их взаимосвязи между собой:
  1. Один и тот же страхуемый груз;
  2. Один или несколько страхователей;
  3. Несколько страховых компаний;
  4. Наличие умысла - получение прибыли со страховой компании.
Итак, разграничим понятия.

Когда возникает двойное страхование груза?

От сострахования его отличает наличие намерения в получении обогащения или возникновении вероятности получения прибыли, если прямого умысла не было. При двойном страховании оформляется несколько полисов в разных компаниях. Товар может быть застрахован одним или сразу несколькими страхователями.

Также, ключевой момент двойного страхования груза – страховщики не знают друг о друге. А именно, что тот же груз еще где-то застрахован.

При состраховании оформляется единый договор с участием нескольких страховых. Условия полиса определяются всеми участниками совместно. Прописываются доли, которые страховщики готовы выплатить при наступлении убытка. Максимальная сумма страховой выплаты при сложении этих долей не превышает действительную стоимость груза. Все честно и открыто.

Процесс перестрахования отличается еще сильнее.
В самом простом виде, происходит следующее. Страхователь передает риск убытка от повреждения или утраты груза одному страховщику. Оформляется единственный полис. Страховщик перераспределяет уже свой финансовый риск между другими страховыми без участия прямого клиента. Как и в случае с сострахованием, эта мера помогает в обеспечении финансовой устойчивости страховых компаний, снижении возможности наступления «крупных убытков».

Сострахование и перестрахование – абсолютно законные процессы. Ни в одном, ни в другом случае максимальная сумма выплаты не превышает действительную стоимость груза. Умысла нет, участники действуют по взаимной договоренности.
Нестандартные ситуации
Бывает, что разными лицами и без преступного сговора оформляется несколько полисов по одному грузу. Страхователями могут быть отправитель, получатель, а иногда еще перевозчик и/или экспедитор при наличии соответствующего распоряжения.

В этом случае также наступает двойное страхование груза. Однако, если намерения получения прибыли нет, ситуация случайная, страховые компании узнают о существовании друг друга. Произведут выплату пропорционально.

Также, обращаем внимание, что двойное страхование имеет отношение только к грузовым полисам. Договоры страхования ответственности перевозчика и экспедитора не учитываются. У них иной объект страхования. В полисе страхования груза таковым является имущественный интерес грузовладельца. А, в рамках полисов страхования ответственности перевозчика или экспедитора – финансовые интересы соответствующей транспортной компании, связанные с утратой конкретного груза.

Допускает ли закон двойное страхование?

Не допускает. Точнее так, оформить несколько полисов страхования одного груза можно. Закон запрещает оформление полисов с целью получения выгоды. Ведь, смысл страхования груза – вернуть его собственника в финансовое состояние до наступления убытка.
Консультация по страхованию
Наш специалист перезвонит вам в ближайшее время