Страхование грузов, перевозчиков
и экспедиторов
Оформить полис
информация
о нас

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

редакция, действующая с 1 марта 2022 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Статья 2. Основные понятия, используемые
в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд - форма договора фрахтования;

7) контейнер - оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8) маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

13) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз - груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал - производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

22) фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

23) информационная система электронных перевозочных документов - информационная система, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

24) государственная информационная система электронных перевозочных документов - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

25) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов - соглашение об оказании услуг по направлению электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;

26) сопроводительная ведомость - перевозочный документ, оформляемый или формируемый при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства;

27) электронные перевозочные документы - электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость;

28) электронная транспортная накладная - транспортная накладная, сформированная в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;

29) электронный заказ-наряд - заказ-наряд, сформированный в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;

30) электронная сопроводительная ведомость - сопроводительная ведомость, сформированная в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия;

31) оператор информационной системы электронных перевозочных документов - юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов;

32) участники информационного взаимодействия - грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.

Для целей настоящего Федерального закона понятия "информационная система", "электронный документ" используются в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
1. На основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Статья 3_1. Контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
1. Контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за соблюдением обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, осуществляется посредством:

1) федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положениями, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение:
1) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18, статьями 21_1 и 27 настоящего Федерального закона;
2) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;
3) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;
4) обязательных требований к осуществлению:
а) проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
б) движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);
в) проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;
г) эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
д) работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;
5) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:
а) к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;
19. Если пассажир при перевозке без билета детей, проезд которых подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, или при перевозке детей с билетами, приобретенными с использованием таких преимуществ по провозной плате, в отсутствие документов, подтверждающих возраст детей, дающий такие преимущества, заявляет о желании покинуть с детьми, следующими вместе с ним, транспортное средство, оплате подлежит перевозка детей до остановочного пункта, в котором этот пассажир с детьми, следующими вместе с ним, покинет транспортное средство. В случае, если невозможно определить остановочный пункт, в котором осуществил посадку пассажир при перевозке указанных детей, стоимость перевозки детей исчисляется от начального остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, по которому следует транспортное средство.
20. В случае, если пассажир, являющийся владельцем багажа и (или) ручной клади, перевозка и (или) провоз которых подлежат оплате и на которые не оформлена багажная квитанция и (или) квитанция на провоз ручной клади, заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежат перевозка багажа и (или) провоз ручной клади до остановочного пункта, в котором такой пассажир покинет транспортное средство. В случае, если невозможно определить остановочный пункт, в котором осуществил посадку пассажир, являющийся владельцем указанных багажа и (или) ручной клади, стоимость перевозки багажа и (или) провоза ручной клади исчисляется от начального остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, по которому следует транспортное средство.
21. Лицо, указанное в части 17 настоящей статьи, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним.
22. Требование, указанное в части 21 настоящей статьи, не распространяется на лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица.
23. Билет, в том числе с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, предназначенный для лица, которому предоставлено право на бесплатный либо льготный проезд или преимущество по провозной плате, при непредставлении действительного документа, подтверждающего такие право либо преимущество (в том числе документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, если действительный документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд либо преимущество по провозной плате, содержит фотографию его владельца), изымается представителем перевозчика или должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты. Порядок изъятия указанного билета устанавливается нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
24. Пассажиру, отказавшемуся от оплаты перевозки детей, следующих вместе с ним, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади и покинувшему транспортное средство с детьми, следующими вместе с ним, при предъявлении им перевозчику билета и акта о непроследованном расстоянии, оформленного представителем перевозчика и (или) должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты, в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, не позднее чем по истечении десяти дней со дня предъявления перевозчику указанных билета и акта возвращается стоимость проезда пропорционально непроследованному расстоянию в пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком.
5. Страховая сумма.
5.1. Страховой суммой является определенная соглашением сторон в Договоре денежная сумма, исходя из которой определяются размеры страховой премии и страховой выплаты при наступлении страхового случая.

5.2. Страховая сумма не может превышать суммы действительной (страховой) стоимости груза на момент заключения Договора.

Действительная (страховая) стоимость груза может определяться исходя из:

- суммы затрат на приобретение или изготовление груза,

- иных документально подтвержденных расходов (таможенные платежи, стоимость перевозки и т.п.), необходимость оплаты которых была вызвана процессом транспортировки,

- нормы ожидаемой прибыли от реализации груза в размере, не превышающем 10% суммы затрат на его приобретение или изготовление.

5.3. Стороны не могут оспаривать страховую стоимость груза, определенную в Договоре, за исключением случаев, когда Страховщик, не воспользовавшийся до заключения Договора своим правом на оценку страхового риска, был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.

5.4. По соглашению сторон в Договоре могут устанавливаться лимиты ответственности Страховщика - предельные суммы страховых выплат по одному или нескольким страховым случаям, по Договору, по одному или нескольким рискам, по транспортному средству и т.д.

5.5. По соглашению сторон в Договоре страховая сумма может быть указана в иностранной валюте, эквивалентом которой является соответствующая сумма в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату уплаты страховой премии или ее первого взноса (в дальнейшем по тексту – страхование с валютным эквивалентом), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, – в иностранной валюте.
6. Страховая премия.
6.1. Под страховой премией понимается плата за страхование, которую Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан уплатить Страховщику в порядке и в сроки, установленные Договором. Страховая премия (страховые взносы) уплачиваются Страхователем в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

6.2. Размер страховой премии определяется на основании страхового тарифа и страховой суммы и указывается в Договоре.

6.3. Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы, определяется Страховщиком на основании базовых ставок страховых тарифов, утвержденных Страховщиком, с учетом особенностей груза, перевозки и характера страховых рисков. Конкретный размер страхового тарифа определяется Договором по соглашению сторон.

6.4. При заключении Договора Страхователю может быть предоставлено право на оплату страховой премии в рассрочку. Если иное не установлено Договором, страховая премия уплачивается единовременно.

6.5. Если Договором предусматривается внесение страховой премии в рассрочку, Договором могут быть определены также последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.

6.6. Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, Страховщик вправе зачесть сумму просроченного взноса при определении размера страховой выплаты.

6.7. Страхователь вправе поручить уплату страховой премии третьему лицу и несет в этом случае ответственность за действия этого лица, касающиеся оплаты премии. Страховая премия оплачивается наличными денежными средствами или путем безналичного перечисления на расчетный счет Страховщика в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.8. По соглашению сторон в Договоре размер страховой премии может быть указан в иностранной валюте, эквивалентом которой является соответствующая сумма в рублях (в дальнейшем по тексту – страхование с валютным эквивалентом).

При страховании с валютным эквивалентом страховая премия уплачивается в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации, установленному для иностранной валюты на дату уплаты (перечисления).

6.9. При расчетах сторон по Договору банковские расходы принимает на себя сторона, перечисляющая денежные средства.
7. Порядок заключения Договора.
7.1. Договор заключается на основании письменного заявления Страхователя, составленного по форме, определенной Страховщиком, и содержащего сведения, являющиеся существенными для оценки страхового риска.

Кроме того, Страхователь обязан ответить на дополнительные запросы Страховщика, возникающие у последнего при приеме груза на страхование, предъявив по его требованию необходимые документы.

7.2. По усмотрению Страховщика Договор может заключаться с осмотром груза и составлением его описи или без такового.

7.3. Страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений, предоставленных Страховщику при заключении Договора.

7.4. Если после заключения Договора будет установлено, что Страхователь сообщил заведомо ложные сведения, касающиеся обстоятельств, существенных для оценки страхового риска, то Страховщик вправе требовать признания Договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

7.5. Договор должен быть заключен в письменной форме. Договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного Страхователем и Страховщиком (договора страхования, страхового полиса), либо вручения Страховщиком Страхователю на основании его письменного заявления страхового полиса (свидетельства, квитанции), подписанного Страховщиком. В последнем случае согласие Страхователя заключить Договор на предложенных условиях подтверждается принятием от Страховщика указанного документа.

7.6. При заключении Договора между Страховщиком и Страхователем должно быть достигнуто соглашение:

7.6.1. об определенном имуществе, являющемся объектом страхования;

7.6.2. о характере событий, на случай наступления которых осуществляется страхование (страховых случаев);

7.6.3 о размере страховой суммы;

7.6.4. о сроке действия Договора.

7.7. В случае утраты Страхователем Договора в период его действия Страхователю выдается дубликат.

7.8. В Договоре может быть установлен размер убытков, условно или безусловно не подлежащий возмещению со стороны Страховщика (франшиза - условная или безусловная). Франшиза применяется по каждому страховому случаю, если Договором не установлено иное.

При условной франшизе не возмещаются убытки, размер которых менее размера установленной франшизы. Если размер убытков превосходит размер франшизы, то они подлежат возмещению в полном объеме в пределах страховой суммы.

При безусловной франшизе страховое возмещение выплачивается за вычетом франшизы. Франшиза может быть установлена для всех или для отдельных обязательств Страховщика (страховых рисков) и видов застрахованных грузов.

7.9. Систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока по соглашению Страхователя со Страховщиком может осуществляться на основании одного договора страхования - Генерального полиса.

7.9.1. Страхователь обязан в отношении каждой партии груза, попадающей под действие Генерального полиса, сообщать Страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен, - немедленно по получению их Страхователем. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений возможность убытков, подлежащих возмещению Страховщиком, уже отпала.

Страхование не распространяется на грузы, которые не были заявлены на страхование в порядке и сроки, предусмотренные Генеральным полисом.

7.9.2. По требованию Страхователя Страховщик обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям груза, подпадающим под действие Генерального полиса.

В случае несоответствия содержания страхового полиса Генеральному полису предпочтение отдается страховому полису.

7.9.3. Страховщик вправе по требованию Страхователя выдавать страховые сертификаты.

Под страховым сертификатом понимается документ, содержащий сведения об условиях страхования по Генеральному полису или в отношении отдельной партии груза, подписанный Страховщиком. Сертификат не является договором страхования и носит исключительно информационный характер. Права и обязанности сторон регулируются Договором страхования и Правилами.
8. Действие Договора.
8.1. Договор может быть заключен на любой срок, согласованный сторонами.

8.2. Договор считается заключенным с момента подписания Договора сторонами. С этого момента у Страхователя возникает обязанность уплатить страховую премию или ее первый взнос в определенные Договором сроки.

8.3. Договор вступает в силу в 00 часов дня, следующего за днем поступления страховой премии (или первой его части) на расчетный счет или в кассу Страховщика, если иное не предусмотрено Договором.

8.4. Страхование действует при условии вступления Договора в силу, а груз, маршрут и условия перевозки соответствуют предмету страхования, указанному в Договоре.

8.5. Если сторонами не согласовано иное, страхование по Договору начинается с момента, когда груз в пункте отправления, указанном в Договоре, принят к перевозке перевозчиком, имеющим намерение осуществить перевозку груза, и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки, перевалки, выгрузку и временное промежуточное хранение на складах, терминалах, до:

- 24 часов дня, указанного в Договоре как день окончания Договора;

- момента принятия груза грузополучателем или уполномоченным им лицом в пункте назначения;

- истечения срока перевозки, указанного в Договоре;

- другого события, указанного в Договоре;

в зависимости от того, какое из перечисленных выше событий произошло раньше.

8.5. Договор прекращается досрочно:

- с 00 часов даты страховой выплаты в полном размере страховой суммы;

- в 24 часа даты, указанной в уведомлении о досрочном расторжении договора;

- с 00 часов дня исключения Страховщика или Страхователя из государственного реестра предприятий в случае ликвидации Страховщика или Страхователя в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;

- если иное не предусмотрено Договором, в 24 часа указанной в Договоре даты внесения очередной части страховой премии, подлежащей уплате в рассрочку, если страховой взнос на эту дату не поступил на расчетный счет или в кассу Страховщика.

8.6. Договор прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относится гибель застрахованного груза по причинам иным, чем наступление страхового случая.

При досрочном прекращении Договора в связи с тем, что возможность наступления страхового случая отпала по причинам иным, чем страховой случай, Страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

8.7. Договор может быть досрочно прекращен в одностороннем порядке по требованию Страхователя или по соглашению сторон.

8.8. Страхователь (Выгодоприобретатель) вправе отказаться от Договора в любое время, предупредив об отказе Страховщика письменно за 30 дней до предполагаемой даты прекращения, если иное не будет согласовано сторонами. Если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай, то уплаченная Страховщику страховая премия не подлежит возврату, если иное не оговорено в Договоре.

8.9. Страховщик вправе отказаться от Договора в любое время, предупредив об отказе Страхователя письменно за 30 дней до предполагаемой даты прекращения, если иное не предусмотрено Договором. В этом случае уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме.

При расторжении Генерального полиса по инициативе Страховщика страховая премия подлежит возврату Страхователю в полном объеме за вычетом суммы страховой премии, уплаченной за страхование перевозок, принятых на страхование на основании Генерального полиса до даты его расторжения, по которым обязательства исполнены Страховщиком в полном объеме.

8.10. В случае досрочного прекращения договора возврат Страхователю неиспользованной части страховой премии осуществляется в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации, установленному для данной валюты на дату уплаты страховой премии (ее первого взноса), при этом, Страховщик вправе удержать понесенные им расходы на ведение дела.
9. Изменение степени риска.
9.1. Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан, как только это станет известно, сообщить Страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных Страховщику при заключении Договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска (изменение оговоренных маршрутов перевозки, пункта перегрузки, хранения или назначения груза, транспортных средств, срока перевозки; задержка рейса, перегрузка на другое транспортное средство, изменение способа отправки, условий охраны или хранения, изменение количества или стоимости перевозимого груза и т.п.). Существенными обстоятельствами в любом случае считаются сведения, указываемые в заявлении на страхование.

9.2. Страховщик, уведомленный об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, вправе потребовать изменения условий Договора и/или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска.

9.3. Если Страхователь (Выгодоприобретатель) возражает против изменения условий Договора или доплаты страховой премии, Страховщик вправе потребовать расторжения Договора.

9.4. Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан незамедлительно сделать все возможное для устранения обстоятельств, повышающих степень риска, а при невозможности этого - принять по согласованию со Страховщиком дополнительные меры безопасности.
10. Права и обязанности сторон.
10.1. Страховщик обязан:

10.1.1. ознакомить Страхователя с условиями страхования;

10.1.2. в течение 3-х суток, если иное не предусмотрено Договором, рассмотреть заявление Страхователя об изменении степени страхового риска и сообщить Страхователю о принятом решении по изменению, дополнению или прекращению Договора;

10.1.3. при получении заявления Страхователя (Выгодоприобретателя) о страховом случае, в течение 15 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов, указанных в пункте 12.2. Правил, принять решение о страховой выплате. В случае отсутствия правовых оснований для осуществления страховой выплаты (далее – решение об отказе) Страховщик, в течение 3 рабочих дней после принятия решения об отказе информирует Страхователя, в письменной форме, с мотивированным обоснованием причин отказа.

10.1.4. обеспечить сохранность сведений, составляющих тайну страхования.

10.2. Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан:

10.2.1. при заключении Договора сообщить Страховщику полные и достоверные сведения об объекте страхования и обстоятельствах, имеющих значение для оценки степени риска, предоставив по требованию Страховщика необходимые подтверждающие документы;

10.2.2. оплатить страховую премию в сумме и в срок, предусмотренный Договором;

10.2.3. незамедлительно, как только об этом станет известно, сообщить телефонограммой Страховщику (с последующим письменным подтверждением в течение 2-х суток) об обстоятельствах, которые могут вызвать повышение степени страхового риска или увеличение его объема;

10.2.4. принимать все необходимые и доступные меры для обеспечения безопасной перевозки застрахованного груза и предотвращения убытков, строго соблюдать условия охраны и перевозки, сообщенные Страховщику при заключении Договора.

10.3. При наступлении страхового случая Страхователь (Выгодоприобретатель) или их представители обязаны:

10.3.1. принять все необходимые и доступные меры по спасанию и сохранению поврежденного груза, а также по уменьшению ущерба и дополнительных расходов;

10.3.2. незамедлительно, как только об этом станет известно, любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию получения переданного сообщения, сообщить о страховом случае Страховщику (с последующим письменным подтверждением в течение 2-х суток);

10.3.3. в случае хищения или применения противоправных действиях в отношении застрахованного груза заявить в правоохранительные органы по месту события и получить от них документальное подтверждение факта происшествия;

10.3.4. письменно заявить перевозчику (экспедитору, администрации склада, порта и т.д.) претензию в связи с утратой, гибелью или повреждением груза, повреждением его упаковки, нарушением пломб, повреждением контейнеров или транспортных средств, а также в связи с какими-либо иными ставшими известными нарушениями правил перевозки, погрузки/выгрузки или хранения, приведшими или могущими привести к ущербу застрахованному грузу. Претензия заявляется в сроки и в порядке, установленном международными или национальными правилами перевозок для соответствующего вида транспорта;

10.3.5. оформить документы, подтверждающие наличие страхового случая в соответствии с действующими правилами перевозки (перегрузки, хранения грузов) для соответствующего вида транспорта, а также местными обычаями;

10.3.6. получив указания Страховщика по уменьшению и/или определению размера убытка, во всем следовать этим указаниям, в частности, предоставить назначенному им эксперту возможность расследования причин страхового случая и определения размера ущерба;

10.3.7. предоставить Страховщику все имеющиеся документы для обеспечения права требования, основанного на суброгации;

10.3.8. уведомить Страховщика о возвращении утраченного груза и вернуть в течение 20 дней со дня получения груза страховое возмещение за вычетом стоимости его восстановления, связанного со страховым случаем, или передать застрахованный груз в собственность Страховщика. При этом расходы по его переоформлению стороны несут солидарно;

10.3.9. в случае получения возмещения ущерба от лица, ответственного за убытки, в течение 2-х суток, не считая выходных и праздничных дней, известить Страховщика о получении возмещения и в течение 20 дней возвратить Страховщику полученное страховое возмещение.

10.3.10. уплатить оставшуюся часть страховой премии в случае уплаты Страхователем страховой премии в рассрочку, если иное не предусмотрено Договором.

10.4. Страховщик имеет право:

- участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, а также в определении и уменьшении размеров убытка, принимая или указывая нужные для того меры, однако действия Страховщика и его представителей по спасанию груза не являются основанием для признания права Страхователя (Выгодоприобретателя) на получение страхового возмещения;

- проверять сообщенную Страхователем информацию;

- требовать от Страхователя (Выгодоприобретателю) выполнение обязанностей по Договору при предъявлении требований о страховой выплате,

- в случае отказа Страхователя от уплаты страховой премии в полном объеме при оплате Страхователем страховой премии в рассрочку, уменьшить страховую выплату на сумму недополученной страховой премии;

- в случае невыполнения Страхователем условий и требований, предусмотренных пунктом 10.2. Правил страхования, отказать в страховой выплате в части, в которой такое невыполнение повлияло на размер страховой выплаты.

10.5. Страхователь имеет право:

- изменить условия Договора по соглашению со Страховщиком;

- досрочно расторгнуть Договор в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- отказаться от Договора в любое время, если к моменту отказа возможность страхового случая отпала по обстоятельствам иным, чем наступление страхового случая.

10.6. Договором могут быть предусмотрены также другие права и обязанности Страхователя (Выгодоприобретателя) и Страховщика.

11. Двойное страхование.
11.1. Страхователь обязан сообщить Страховщику обо всех заключенных или заключаемых с другими страховыми организациями договорах страхования в отношении груза, заявляемого на страхование.

11.2. В том случае, если Страхователь заключил договоры страхования груза с несколькими страховыми организациями на сумму, превышающую в общей сложности действительную стоимость груза, страховая выплата, получаемая им от всех страховых организаций по договорам страхования этого груза, не может превышать его действительной стоимости. Каждая из страховых организаций осуществляет страховую выплату в доле, пропорциональной отношению страховой суммы по заключенному ей договору к общей сумме по всем заключенным этим Страхователем договорам страхования указанного груза.
12. Страховая выплата.
12.1.Страховая выплата – денежная сумма, установленная Договором, выплачиваемая Страховщиком Страхователю, Выгодоприобретателю при наступлении страхового случая. Страховая выплата производится на основании письменного заявления Страхователя (Выгодоприобретателя), документов, указанных в пункте 12.2. Правил страхования, и страхового акта, составленного Страховщиком.

12.2. При требовании страховой выплаты Страхователь или Выгодоприобретатель обязан предъявить Договор, заявление на выплату страхового возмещения по форме Страховщика и документально доказать:

12.2.1. факт перевозки, представив транспортные накладные, коносаменты, договоры перевозки, экспедиции, документы на транспортное средство и его экипаж, заявки, поручения, квитанции о принятии груза на хранение, иные документы, составленные в соответствии с действующим законодательством и практикой перевозок для соответствующего вида транспорта;

12.2.2. наличие страхового случая, представив документы, составленные в соответствии с транспортными уставами и кодексами и сложившейся практикой для соответствующего вида перевозок, подтверждающие размер ущерба в застрахованном грузе, а также сведения о действиях лиц, участвующих в перевозке в момент страхового события (фотографии, транспортные документы с отметками об ущербе, коммерческий акт или иные акты приемки-передачи груза, выписки из судовых журналов, морской протест, объяснительные записки, карты температурных самописцев и тахографов, акт внутреннего расследования по факту произошедшего события и т.п.);

12.2.3. свой интерес в застрахованном грузе, представив коммерческие и таможенные документы на груз (распорядительные документы на груз, договор купли-продажи, таможенные декларации, контракты, счета и т.п.), распоряжение (заявление) о выплате страхового возмещения, а также обоснованные претензии к лицам, ответственным за ущерб, оформленные на условиях, в порядке и сроки, установленные законодательством и международными договорами Российской Федерации для соответствующего вида транспорта;

12.2.4. причины и обстоятельства причинения ущерба, представив документы компетентных органов, обязанных в соответствии с законом фиксировать и расследовать соответствующие происшествия на транспорте (в том числе, документы компетентных органов, подтверждающие факт транспортного происшествия, хищения, кражи, грабежа, разбойного нападения, противоправных действий третьих лиц, стихийного бедствия, пожара, чрезвычайной ситуации, общей аварии и т.п.);

12.2.5. размер ущерба, причиненного заявленным страховым случаем, представив документы, составленные согласно законам или обычаям того места, где определяется размер убытка, оправдательные документы на произведенные расходы (акты отбраковки, счета за выполнение работ, заказ-наряды, калькуляции или сметы стоимости ремонта или утилизации груза, технические заключения специализированных организаций или производителей, отчеты независимых экспертных организаций и т.д.), а в случае требования возмещения расходов, взносов по общей аварии – обоснованный расчет диспашера.

12.2.6. По требованию Страховщика экипаж транспортного средства обязан явиться и представить личные или заверенные нотариально объяснения по факту произошедшего, за исключением документально подтвержденных случаев смерти или тяжкого состояния здоровья, препятствующего даче показаний.

12.2.7. Страховщик вправе не начинать принятие решения по страховому случаю до предоставления Страхователем, Выгодоприобретателем документов согласно пункту 12.2. настоящих Правил. Если исчерпывающий пакет документов не будет представлен Страховщику в пределах сроков исковой давности по договору перевозки (экспедирования), наступление страхового случая не является доказанным, урегулирование прекращается.

12.3. Страховщик имеет право отложить принятие решения о страховой выплате в случае, если Страхователь (Выгодоприобретатель) или их представители являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу, возбужденному по фактам, связанным со страховым случаем. Принятие решения может быть отложено до момента прекращения уголовного преследования.

12.4. В целях получения более полной информации о происшедшем заявленном страховом случае Страховщик вправе запрашивать сведения у компетентных органов и других организаций, располагающих информацией о событии, а также самостоятельно выяснять причины и обстоятельства его возникновения.

12.5. Страховщик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения всех необходимых документов, указанных в пункте 12.2. Правил, если иной срок не предусмотрен Договором, принимает решение о страховой выплате или об отказе в страховой выплате, и в последнем случае сообщает Страхователю о решении в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа.

12.6. Размер убытка определяется Страховщиком при участии Страхователя (Выгодоприобретателя). К определению размера убытка любой из сторон может привлекаться независимая экспертная организация. Страхователь (Выгодоприобретатель) вправе требовать возмещения расходов на проведение независимой экспертизы, если её проведение, смета и экспертная организация были предварительно согласованы со Страховщиком.

12.7. Сумма ущерба рассчитывается исходя из цен, применявшихся при определении страховой стоимости застрахованного груза, т.е. действовавших на момент заключения Договора, если в Договоре не оговорено иное, на основании предоставленных Страхователем документов в следующем порядке:

12.7.1. в случае повреждения груза – в размере его обесценивания или суммы затрат на восстановление до состояния, предшествующего страховому случаю. Сумма обесценивания определяется как разница между первоначальной стоимостью груза и его стоимостью после наступления страхового случая. Сумма затрат на восстановление поврежденного груза определяется как сумма расходов на ремонт и транспортировку, при этом место и стоимость ремонта подлежат согласованию со Страховщиком, если иное не согласовано сторонами.

В любом случае не признаются убытками от страхового случая: проведение технического обслуживания, исправление повреждений, причиненных не страховым случаем, затраты на ремонт, не согласованные со Страховщиком, плата или надбавка за повышенное качество услуг или срочность (внеочередность) ремонта, плата за хранение и охрану, налог, акциз и иной обязательный сбор, если Страхователь (Выгодоприобретатель) не обязан его уплачивать или вправе требовать впоследствии возврата уплаченного от органов власти.

При наличии различных методов оценки размера убытка должен применяться метод, определяющий возмещение ущерба при наиболее экономичных (наименьших) затратах, если иное не оговорено в Договоре. В частности, должны приниматься во внимание наименьшие из цен, существующих в том месте, где находится место причинение вреда застрахованному грузу, или место жительства Страхователя (Выгодоприбретателя) – гражданина либо место нахождения Страхователя (Выгодоприобретателя) – юридического лица, и наибольшее из показателей остаточной стоимости и износа (коэффициент износа, амортизация), применяемых при оценке соответствующего груза и ущерба.

12.7.2. в случае полной гибели или утраты груза – в размере страховой суммы за вычетом стоимости спасенного или реализованного с уценкой груза.

12.7.3. в случае пропажи всего груза без вести – в размере страховой суммы.

12.7.4. Убытки от гибели или повреждения груза, относящиеся к общей аварии, определяются в соответствии со страховой суммой, находящейся в пределах стоимости груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании счета, выставленного покупателю (контрибуционная стоимость). При отсутствии счета контрибуционная стоимость определяется на основании действительной стоимости груза в момент его отгрузки. В случае продажи поврежденного груза, относящиеся к общей аварии убытки составляют разницу между стоимостью груза в неповрежденном состоянии и чистой выручкой от продажи груза.

12.7.5. Для возмещения расходов по спасанию груза Страхователь (Выгодоприобретатель) представляет документы, подтверждающие необходимость и целесообразность принятых мер по спасанию, описывающие характер и последовательность действий и размер произведенных затрат (счета, калькуляции, акты выполненных работ, заключения компетентных органов, платежные документы и т.п.).

Если Договором не предусмотрено иное, все расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений производятся Страхователем (Выгодоприобретателем). Расходы, подтвержденные документами и подлежащие возмещению по условиям страхования, оплачиваются Страховщиком при страховой выплате.

12.8. Размер страховой выплаты определяется как размер ущерба, подлежащего возмещению по Договору, за вычетом безусловной франшизы.

12.9. Если действительная стоимость груза превышает страховую сумму, размер страховой выплаты определяется пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости груза.

12.10. Общая сумма страховых выплат по всем страховым случаям в период действия Договора не может превышать обусловленную Договором страховую сумму. Если к моменту осуществления страховой выплаты Страхователь не оплатил оставшуюся часть страховой премии, оплачиваемой в рассрочку, сумма страховой выплаты уменьшается на величину недополученной части страховой премии.

12.11. После страховой выплаты сумма, в пределах которой Страховщик производит последующие страховые выплаты, определяется как разница между страховой суммой и суммой произведенных страховых выплат.

12.12. Страховая выплата производится Страховщиком в течение 3-х (трех) банковских дней с момента принятия решения о страховой выплате, если иное не предусмотрено Договором. Днем выплаты считается день списания суммы страховой выплаты с расчетного счета Страховщика или день выдачи указанной суммы наличными деньгами из кассы Страховщика.

12.13. Страховая выплата по Договору осуществляется в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

12.14. При страховании с валютным эквивалентом страховое возмещение выплачивается в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации, установленному для данной валюты на дату перечисления в случае, если курс иностранной валюты не превышает максимального курса иностранной валюты. Если курс иностранной валюты, установленный Центральным Банком Российской Федерации на дату перечисления страхового возмещения, превысит максимальный курс иностранной валюты, выплата производится по максимальному курсу.

12.15. Под максимальным курсом иностранной валюты понимается курс иностранной валюты, установленный Центральным Банком Российской Федерации на дату уплаты страховой премии (первой ее части в случае уплаты страховой премии в рассрочку), увеличенный на 1% за каждый месяц (в том числе неполный), прошедший с момента уплаты, если Договором не установлено иное.

12.16. Если Страхователь (Выгодоприобретатель) получил возмещение от третьих лиц, Страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

12.17. В случае утраты, гибели застрахованного груза, Страхователь (Выгодоприобретатель) вправе по соглашению со Страховщиком отказаться от своих прав на него в пользу Страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы.

12.18. Страховщик не осуществляет страховую выплату, если Страхователь (Выгодоприобретатель) не исполнил обязанности об уведомлении Страховщика или его представителя о наступлении страхового случая в срок и способом, указанным в Договоре, если только не будет доказано, что Страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая, либо что отсутствие у Страховщика сведений не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.

12.19. По решению страховщика страховая выплата может быть заменена страховым возмещением путем предоставления Страхователю (Выгодоприобретателю) груза, аналогичного утраченному. Грузом, аналогичным утраченному, считаются идентичные или однородные товары.

12.19.1. Идентичные товары - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству, и произведенные одним и тем же изготовителем. Незначительные расхождения во внешнем виде или упаковке не являются основанием для отказа в рассмотрении таких товаров как идентичных, если в остальном товары соответствуют требованиям, установленным настоящим пунктом.

12.19.2. Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, сортность и наличие товарного знака.

Однородные товары предоставляются Страхователю (Выгодоприобретателю) в случаях:

- если идентичные товары на момент принятия решения о страховом возмещении убытков не производятся;

- по решению Страховщика, если Страхователь (Выгодоприобретатель) является не распространителем, а конечным потребителем товара;

- если Страхователь (Выгодоприобретатель) является распространителем товара и не возражает против получения однородных товаров.
13. Переход к Страховщику прав Страхователя (Выгодоприобретателя) в отношении лица, ответственного за причиненный ущерб.
13.1. К Страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы, право требования, которое Страхователь или иное лицо, получившее страховое возмещение, имеют к лицам, ответственным за ущерб, причиненный застрахованному грузу. Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан передать Страховщику все имеющиеся у него документы и предпринять все действия, необходимые для предъявления требования к ответственному за ущерб лицу.

13.2. Если Страхователь или Выгодоприобретатель откажутся от таких прав или если осуществления права требования Страховщиком станет невозможным по вине Страхователя (Выгодоприобретателя), в том числе в связи с подачей документов в сроки, заведомо не позволяющие Страховщику предъявить судебный иск к лицу, ответственному за причинение ущерба в пределах сроков исковой давности, установленных законодательством для соответствующих правоотношений, Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата выплаченного страхового возмещения.
14. Защита персональных данных.
14.1. Заключая договор страхования на основании настоящих Правил, Страхователь подтверждает свое согласие с тем, что Страховщик может в течение всего срока действия договора страхования осуществлять обработку указанных в нем персональных данных физических лиц (сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение, а также совершение иных действий с персональными данными физических лиц в статистических целях и в исследовательских целях). Страхователь несет ответственность за предоставление согласия физических лиц - своих работников или представителей - на обработку их персональных данных.

14.2. Для осуществления вышеуказанных целей Страховщик имеет право передавать персональные данные, ставшие ему известными в связи с заключением и исполнением договора страхования, третьим лицам, с которыми у Страховщика заключены соответствующие соглашения, обеспечивающие надежное хранение и предотвращение незаконного разглашения (конфиденциальность) персональных данных.

14.3. Настоящее согласие может быть отозвано путем направления Страховщику письменного заявления способом, обеспечивающим подтверждение его вручения. В случае получения заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных Страховщик вправе требовать расторжения Договора со дня получения такого заявления.

15. Разрешение споров.
15.1. Все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением Договора, разрешаются на основании Правил, Договора и действующего законодательства Российской Федерации путем переговоров, а при недостижении согласия предъявляемые требования рассматриваются в судебных органах в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

15.2. Право на предъявление претензий к Страховщику о выплате страхового возмещения по Договору сохраняется в течение срока исковой давности по договору страхования, установленного законодательством Российской Федерации.