Наверняка, многим из вас знакомо такое понятие как «Все риски» (А) в страховании грузов. Это разновидность страхового покрытия наряду с «Частной аварией» (В) и «Без ответственности за повреждения» (С). Оно подразумевает защиту груза от любых опасностей, кроме оговоренных исключений.
Эти три типа условий страхования, существующие в нынешнем виде, уходят корнями в Оговорки Института лондонских страховщиков. Так называемые классические условия страхования, на которые опираются все современные страховщики. Базовые принципы одни, отличия в деталях.
Но, не будем углубляться в историю или рассматривать разницу. Поговорим об этих самых «оговоренных исключениях» такого необъятного понятия как «Все риски», применяемых в нашей компании.
Условия «В» и «С», в отличие от «А» («Все риски»), имеют ограниченный, конкретно прописанный перечень событий, при наступлении которых выплачивается страховое возмещение. То есть, застраховано все, что прописано в условиях. Это и есть достаточно жесткие ограничения, иных практически нет. О них подробнее в следующих статьях. Итак, обратимся к правилам страхования, которые, как исторически сложилось, мало кто читает :)
«Условно не застраховано»
Данный раздел содержит события, которые по умолчанию не застрахованы. Однако, допускается их включение за определенную плату при согласовании со страховой компанией. Каждый случай рассматривается индивидуально и зависит от многих факторов. Нужно помнить, подача заявки на включение определенного риска – это не гарантия его включения в страховое покрытие.
Страховая деятельность защищает от потерь, вызванных случайными событиями. Перечень исключений, описанных в данном разделе, в то же время, нельзя назвать полностью контролируемыми.
Например, можно дать рекомендацию не возить грузы по определенным территориям потому что там происходят военные конфликты. В целом, логично не возить грузы по тем территориям, где их с большой долей вероятности уничтожат. Но, где гарантия, что военные действия или народные волнения, например, неожиданно не возникнут в том месте, где их не было?
В связи с этим, в некоторых случаях, можно застраховать груз от повреждений или гибели в результате:
любых военных действий или мероприятий и их последствий, взаимодействия с оружием или орудиями войны, взрывчатыми веществами военного назначения;
забастовки, локаута, гражданской войны, мятежа, бунта, народных волнений и действий их участников, а также террористических актов, пиратских действий;
конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения груза по требованию военных или гражданских властей, а также таможенных, санитарных или карантинных служб;
прямого или косвенного воздействия ядерных взрывов, радиации или радиоактивных загрязнений.
Указанный перечень рисков, на практике, использовался только при перевозках с применением аккредитивной формы расчетов.
Кроме того, в категорию «не совсем случайных» событий попадают некоторые естественные свойства грузов. О них, как правило, должно быть известно всем участникам перевозки. Но, есть так называемый «человеческий фактор», который не всегда поддается контролю. Следующие риски, как и те, что указаны в списке выше, можно застраховать только в случае, если все меры по их недопущению были приняты заранее:
влияние температуры, влажности или других параметров воздуха внутри транспортного средства, грузового отсека, контейнера или склада; протечки крыш; протечки систем водоснабжения (за исключением протечек систем водоснабжения, предусмотренных генеральным планом и необходимых для работы склада);
нарушения в работе электрических схем, механические неполадки, если они не явились следствием повреждений, причиненных грузу и упаковке во время транспортировки;
повреждение концов труб, торцов и граней груза, перевозимого в рулонах;
воздействие на груз света или иного природного или искусственного излучения.
И последнее событие, которое можно застраховать после дополнительного согласования:
таинственное (необъяснимое) исчезновение груза.
Тут сложно что-то комментировать :) Просто бывают такие ситуации, когда груз был и его уже нет, все разводят руками. Определить местоположение груза, а также транспортного средства невозможно даже при помощи современной техники.