Сегодня поднимем деликатную тему – выплата страхового возмещения.
Страховых продуктов не так много: генеральный и разовый полисы страхования грузов, полисы страхования экспедитора и перевозчика. Тем не менее вопрос о том, кто именно из участников перевозки получает страховую выплату при порче груза, остается актуальным.
Все просто :)
Получатель возмещения определяется в момент наступления страхового случая. Им будет тот, кто в этот период является собственником поврежденного имущества. Лицо, обладающее правом собственности в определенный момент времени, выявляется по договору поставки.
Какой бы ни был продукт, страховую выплату всегда получает собственник груза – его продавец или покупатель. Ну, или почти всегда.
Все же, сложности иногда бывают…
Возьмем простой пример: есть производитель груза и перевозчик. Каждый из них со своей стороны застраховал груз. Производитель оформил генеральный полис страхования грузов, перевозчик – полис страхования перевозчика.
Допустим, случилось ДТП, груз поврежден, виноват перевозчик. Страховая компания производителя выплачивает своему клиенту компенсацию потерь. После этого она идет к виновнику случившегося – перевозчику и требует возместить свои убытки. Такое требование называется суброгацией, более подробное описание которого вы можете найти здесь и в этой статье. Если риск ДТП входит в страховое покрытие по полису перевозчика, то требование возмещения СК производителя будет удовлетворено СК перевозчика.
Таким образом, кроме собственника груза, получателем страхового возмещения может являться и страховая компания.
И это еще не все
Поделимся с вами примерами из практики.
Ситуация 1. У страховой компании есть клиент – перевозчик. Он выплачивает возмещение за утраченный груз грузовладельцу из собственных средств. После этого идет за компенсацией потерь к своей страховой компании.
Ситуация 2. В организации перевозок, кроме грузовладельца и перевозчика, еще участвует экспедитор. Он не имеет собственных транспортных средств. Организовывает перевозку груза от отправителя до получателя с привлечением одного или нескольких перевозчиков.
Случается, что экспедитор выплачивает компенсацию собственнику груза и просит возмещение у перевозчика, если тот виноват в происшествии. Перевозчик, в свою очередь, если застрахован в рамках полиса страхования перевозчика, просит выплатить возмещение свою СК.
Теоретически, такие случаи не страховые. НО, все зависит от конкретной ситуации. Возмещение в обоих случаях нашей компанией может быть выплачено.
Так есть ли смысл страховаться перевозчику и экспедитору, если возмещение в большинстве случаев получает другое лицо?
Однозначно – да! Полис страхования перевозчика и/или экспедитора защищает транспортную компанию не только от случайных расходов при возмещении убытка собственнику груза, но и от требований других страховых о возмещении потерь.
Даже если «кто-то другой» возместит убыток, это не значит, что виновнику происшествия не придется платить совсем. В таких ситуациях лучше иметь «подушку безопасности» в виде страхового полиса.
Подводя итог
Основной претендент на получение страхового возмещения – собственник груза. Но, в зависимости от обстоятельств, компенсацию может получить как сторонняя страховая, так и транспортная компания (перевозчик или экспедитор). В этом случае вопрос о выплате страхового возмещения решается индивидуально.
Если у вас остались вопросы, мы с радостью ответим: